Get Adobe Flash player

Проблема  адаптации детей второго – третьего года жизни  к  условиям  дошкольного учреждения  очень актуальна. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к  новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его  физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное  существование в детском саду и в семье. К сожалению, этот процесс протекает  зачастую сложно  и болезненно.  Ребёнок  может отказываться от еды,  сна, общения со сверстниками  и взрослыми, у него появляются нежелательные для этого возраста  привычки, от которых  он уже избавился, например, снова начинает сосать палец, грызть ногти.

Отчего же  возникает такое поведение? Дело в том, что  в период адаптации ребёнка к новым условиям жизни  происходит  своеобразная ломка,  переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определенного режима: укладывания, кормления и т.д., а также стереотипов общения.

Динамические стереотипы возникают с первых месяцев жизни ребенка и,  формируясь в условиях семьи, накладывают отпечаток на его поведение. Так, укладывая малыша спать, мама действует в определенной последовательности, и стоит ей сделать лишь первое движение, произвести знакомое действие, как он начинает зевать, закрывает глаза, т.е. реагирует на первый же раздражитель. Стереотипы помогают ребенку действовать, не задумываясь, не тратя лишней энергии. 

Нужно отметить, что возникновение динамических стереотипов не всегда оправдано. Так, довольно часто при поступлении ребенка в дошкольное учреждение выясняется, что он приучен засыпать дома только в том случае, если рядом ложится мама. Еще один пример: малыш до 3 лет был лишен возможности общаться со сверстниками, хотя потребность в этом у него была. Впервые же дни пребывания в детском саду у такого ребенка возникает множество серьезных проблем - ведь навык общения у него не сформирован.

Даже в том случае, когда дома стараются воспитывать малыша правильно,  в каждой семье есть свои особенности, а в соответствии  с этим формируются и разные привычки.  Во многих семьях  с детьми много занимаются, играют,   но одни родители сажают при этом ребенка к себе на колени, другие -  за обеденный стол, третьи -  за детский, маленький. Именно так привыкает малыш играть и общаться с взрослыми, именно этого он требует и в детском саду.
Часто родители, несмотря на стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, стараются помочь ему - так быстрее, меньше хлопот. В детском саду такой ребенок будет чувствовать себя беспомощным, не приспособленным к новым условиям.

Итак, при поступлении в детский сад малыш не только расстается на длительный период с близкими людьми, но и оказывается в ситуации, в которой от него часто требуется другое поведение. Все это может вызвать сильный стресс в виде различных негативных реакций, плача и даже серьезных заболеваний.
Можно ли избежать этого? Может быть, стоит как можно дольше держать ребенка возле себя?
Конечно, забота и любовь родителей (особенно матери) делают малыша более защищенным. Но ведь в жизни ему придется преодолевать множество психологических преград, а для этого нужно развивать у него инициативность и самостоятельность. Наблюдения показывают, что, если дети 2-3 лет самостоятельно решают «проблемы», возникающие в игре, они готовы к решению реальных жизненных задач, в том числе и в новых, непривычных условиях.
Таким образом, можно сказать, что для формирования адаптационных механизмов необходимо с одной стороны, сочетание определенных стереотипов, которые лежат в основе поведенческих реакций.  А с другой - насыщенность жизни ребенка в эмоциональной, познавательной, социальной сферах, где особенно важно развитие инициативности, самостоятельности.

 Когда ребенок приходит в дошкольное учреждение, воспитатель ведет за ним наблюдение, фиксируя в листе адаптации данные, связанные с его поведением и развитием.  Адаптация может протекать 4 или 8 дней, а некоторые дети с первого дня чувствуют себя совершенно свободно. Однако педагог внимательно наблюдает за ними и дальше - особенно в течение первого месяца.

В случае заболевания ребенка в период адаптации процесс наблюдения за ним возобновляется по возвращении после болезни и длится в течение трех дней. Если малыш чувствует себя так же хорошо, как до заболевания, можно считать, что оно не повлияло на адаптацию.

Некоторым детям в период адаптации помогают музыкальные занятия, некоторые с удовольствием рисуют, конструируют, строят. В течение всего адаптационного периода к детским занятиям нужно отнестись особенно благожелательно, помогать малышам,  осуществлять их задумки, положительно оценивать результаты труда.

Все проблемы, которые возникают в период адаптации ребенка, необходимо решать всем вместе: и воспитателям, и психологам, и родителям.

© 2015-2024 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 города Шимановска»  Все права защищены. Рейтинг@Mail.ru