ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Игра – одна из лучших способов развития речи и мышления у детей. Она доставляет ребёнку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулируют активное восприятие речи и порождают самостоятельную речевую деятельность. Для развития речи у детей мы используем в своей работе пальчиковые игры. Любая пальчиковая игра проходит весело, дети могут представить себя в роли маленькой кошки, или весёлого серого зайчика и т.д. Не стоит забывать, что дети фантазеры. Дети свободно принимают все условия театрального действа, легко перевоплощаются. На основе своих собственных, еще небогатых познаний дети с удовольствием вовлекаются в игру.
Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
Большое значение в пальчиковых играх имеет разнообразие стихотворных строчек. Именно они помогают поддерживать интерес детей к веселым физкультминуткам.
Любые приемы – постукивание подушечками пальцев, растирание, поглаживание оснований пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья – несут ребенку только здоровье.
Можно организовать, таким образом, пальчиковую игру, чтобы дети разминали руки друг другу. Упражнения требуют участие обеих рук, что позволяет малышам научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-назад».
Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. В зависимости от темпа проведения массаж может быть быстрым, средним и медленным. В первом случае повышается возбудимость нервной системы. При медленном массаже она, напротив, снижается. Если приемы выполняются в среднем темпе, обеспечивается успокаивающий эффект. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость.
Полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывания, рубленее, поколачивание, встряхивание, потряхивание, постукивание и т.д. Это оказывает сильное воздействие на нервную систему. Слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.
Актуальность
В процессе пальчиковой игры развиваются творческие способности и мелкая моторика пальцев рук. Формируется общение между собой в пальчиковых играх, которое необходимо для развития речи детей.
Цель кружка: Научить детей переключать внимание, улучшать координацию мелкой моторики, воздействуя на умственное развитие ребенка. Формировать правильное звукопроизношение, развивать умение быстро и четко говорить, совершенствовать память и способность согласовывать движения и речь.
Задачи кружка:
- Познакомить детей с разнообразием стихотворных строк, одновременным движением пальцев и формировать правильное звукопроизношение. Учить детей сложным упражнениям пальчиковой гимнастики, работа с каждым пальчиком.
- Развивать мозг ребенка, стимулировать развитие речи, игровые способности через пальчиковые игры.
- Воспитывать у детей желание, заинтересованность к пальчиковым играм. Формировать положительно эмоциональный настрой.
Ожидаемые результаты:
- Первое время ребенок с удовольствием слушает стихи и смотрит, как рассказывает воспитатель с помощью жестов, но сам ничего не показывает. Как только мы замечаем его желание участвовать в игре, приглашаем к совместным действиям. Слаживаем пальчики малыша в нужный жест, чтобы ребенок запомнил положение пальчиков и сумел повторить. Читаем стихи выразительно, эмоционально, с четкой интонацией.
- К концу года дети осваивают разнообразие стихотворных строчек, где развиваются все психические процессы и положительные процессы к окружающему миру:
- Знают текст и умеют играть в пальчиковую игру.
- Самостоятельно выполняют жесты и показывают воспитателю.
- Используют игры в повседневной жизни детского сада и дома, проявляя при этом интерес и доставляя себе радость.
Краткая характеристика кружка.
Программа ориентирована на работу с детьми 2 - 3 лет.
Кружок проводится 1 раз в неделю, продолжительностью 8 – 10 минут.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА.
Октябрь |
|||||
№ |
Тема |
Программное содержание | |||
---|---|---|---|---|---|
1. |
«Смотрит солнышко в окошко». Пальчиковая гимнастика: «Солнышко». |
Учить детей рисовать на песке. Продолжать закреплять формы (круглое) . Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику. Развивать моторику рук. |
|||
2. |
«Любимые игрушки». Пальчиковая гимнастика: «Пальчики-мальчики». |
Продолжать учить детей рисовать на песке. Развивать подвижность пальцев рук. Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику. |
|||
3. |
«Мы строители». Пальчиковая гимнастика: «За работу». |
Учить детей делать постройки из конструктора. Сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей. Развивать мелкую моторику пальцев рук. |
|||
4. |
Пальчиковая гимнастика: «На работу». |
Продолжать учить детей делать постройки из конструктора. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Создать положительно-эмоциональное отношение к выполнению задания. |
|||
Ноябрь |
|||||
№ |
Тема |
Программное содержание | |||
1. |
«Помоги Петрушке собрать букет». Пальчиковая гимнастика: «Цветок». |
Осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его применения. Развивать движения пальцев рук. Формировать положительное, эмоциональное отношение к игре. |
|||
2. |
«Петушок - золотой гребешок». Пальчиковая гимнастика: «Оса». |
Учить детей различать и называть цвета, находить нужный цвет по образцу. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Создать эмоционально-положительное отношение игровому заданию. |
|||
3. |
«Найди цветок для бабочки». Пальчиковая гимнастика: «Бабочка». |
Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или не однородность предмета. Формировать эмоциональный настрой. Развивать мелкую моторику пальцев рук. |
|||
4. |
«Куклы пришли с прогулки». Пальчиковая гимнастика: «Считалка». |
Учить детей расстегивать и застегивать пуговицы. Продолжать развивать мелкие движения рук. Формировать интерес к овладению предметно-игровым действиям. |
|||
Декабрь |
|||||
№ |
Тема |
Программное содержание | |||
1. |
«Соберем шарики». Пальчиковая гимнастика: «Шарики». |
Продолжать учить детей надевать петельку на пуговицу. Формировать целостный образ предмета. Расширить словарный запас детей, через пальчиковую гимнастику. |
|||
2. |
«Пальчики играют». Пальчиковая гимнастика «Ёжики». |
Учить детей выполнять движения в сочетании с текстом. Развивать моторику пальцев рук через игру |
|||
|
|
Вызвать интерес и желание детей играть в пальчиковые игры. |
|||
3. |
«Веселые пальчики». Пальчиковая гимнастика: «Мальчик-пальчик». |
Учить детей рисовать на листе бумаги пальчиком. Развивать моторику движений пальцев рук. Вызвать интерес и желание работать. |
|||
4. |
«Про улитку». Пальчиковая гимнастика: «Улиточка».
|
Продолжать учить детей рисовать пальчиком. Формировать представление детей о цвете. Развивать мелкую моторику пальцев рук. |
|||
Январь |
|||||
№ |
Тема |
Программное содержание | |||
1. |
Каникулы |
||||
2. |
«Про солнышко и снеговика». Пальчиковая гимнастика: «Солнышко». |
Совершенствовать умение рисовать пальчиками. Формировать навыки соединять точки линией. Активизировать словарь через пальчиковые игры. |
|||
3. |
«Паровоз». Пальчиковая гимнастика: «Пальчики здороваются». |
Учить детей группировать однородные предметы, различающие по величине. Продолжать учить определять форму предметов. Развивать творческую фантазию, мелкую моторику пальцев рук. |
|||
4. |
«В лесу родилась елочка». Пальчиковая гимнастика: «На работу». |
Учить, правильно по образцу, выкладывать геометрические фигуры (елочка). Закрепить умение украшать елочку бросовым материалом. Развивать мелкую моторику пальцев рук. |
|||
Февраль |
|||||
№ |
Тема |
Программное содержание | |||
1. |
«Волшебная страна». Пальчиковая гимнастика: «Пчелка». |
Учить детей составлять из геометрических фигур картинку. Закрепить знания геометрических фигур. Развивать моторику пальцев рук. |
|||
2. |
«Подарим Незнайке шорты». Пальчиковая гимнастика: «Дружные пальчики». |
Продолжать учить детей выкладывать из геометрических фигур узор. Закрепить названия геометрических фигур. Продолжать развивать моторику пальцев рук через пальчиковую игру. |
|||
3. |
«Пальчики играют с куклой». |
Продолжать учить детей сочетать движения пальцев рук с текстом, проговаривать четко слова. Формировать развитие мелкой моторики. |
|||
4. |
«Змея». Пальчиковая гимнастика: «Змейка». |
Учить детей скатывать тесто в столбик. Закрепить навыки лепки, используя разнообразные средства для нанесения узора. Совершенствовать моторику пальцев рук. |
|||
Март |
|||||
№ |
Тема |
Программное содержание |
|||
1. |
«Помоги утенку добраться до дома». Пальчиковая гимнастика: «Гуси». |
Продолжать учить детей работать с фасолью. Формировать навыки работать самостоятельно. Вызвать интерес к выполнению задания. |
|||
2. |
«Бусы для мамы». Пальчиковая гимнастика: «Бусинки – горошки». |
Учить детей нанизывать бусинки на ниточку. Формировать умение сочетать по цвету. Активизировать речь через пальчиковые игры. |
|||
3. |
«Дорожка для колобка». Пальчиковая гимнастика: «Замок». |
Продолжать учить детей продевать тесьму в отверстие. Формировать умение соотносить слова с движением. Развивать моторику, интерес к выполнению задания. |
|||
4. |
«Выстроим пирамиды». Пальчиковая гимнастика: «Строим мы в лесу шалаш». |
Учить детей делать постройки из разноцветных крышек. Совершенствовать внимание, воображение, творческие способности. Развивать мелкую моторику пальцев рук. |
|||
Апрель |
|||||
№ |
Тема |
Программное содержание | |||
1. |
«Про ракету и кораблик». Пальчиковая гимнастика: «Кораблик». |
Учить детей по контуру выкладывать крышки. Закрепить знания треугольной, прямоугольной формы. Совершенствовать моторику рук. |
|||
2. |
«Красивый цветок». Пальчиковая гимнастика: «Цветок». |
Совершенствовать умение детей делать постройки из крышек, сочетать по цвету. Воспитывать у детей интерес к выполнению задания. Развивать творческую способность, смекалку. |
|||
3. |
«Божья коровка». Пальчиковая гимнастика: «Оса». |
Продолжать учить детей работать с крышками. Закрепить умение подбирать нужные крышки по цвету. Активизировать речь через развитие пальцев рук. |
|||
4. |
«Плывет, плывет кораблик». Пальчиковая гимнастика: «Кораблик». |
Упражнять детей в умении работать с крупой, рисовать пальчиком. Развивать ощущение собственных движений. Активизировать словарь через пальчиковую гимнастику. |
|||
Май |
|||||
№ |
Тема |
Программное содержание | |||
1. |
«Одуванчики цветы, словно солнышко желты». Пальчиковая гимнастика: «Цветы». |
Учить детей рисовать на крупе. Развивать моторику пальцев рук. Формировать умение создавать игровую обстановку. |
|||
2. |
«Дождь идет». Пальчиковая гимнастика: «Ёжик». |
Учить детей продевать тесьму в отверстие по диагонали. Развивать движения пальцев рук. Активизировать словарь. |
|||
3. |
Диагностика |
|
|||
4. |
Диагностика |