ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Игра – одна из лучших способов развития речи и мышления у детей. Она доставляет ребёнку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулируют активное восприятие речи и порождают самостоятельную речевую деятельность. Для развития речи у детей мы используем в своей работе пальчиковые игры. Любая пальчиковая игра проходит весело, дети могут представить себя в роли маленькой кошки, или весёлого серого зайчика и т.д. Не стоит забывать, что дети фантазеры. Дети свободно принимают все условия театрального действа, легко перевоплощаются. На основе своих собственных, еще небогатых познаний дети с удовольствием вовлекаются в игру.

Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Большое значение в пальчиковых играх имеет разнообразие стихотворных строчек. Именно они помогают поддерживать интерес детей к веселым физкультминуткам.

Любые приемы – постукивание подушечками пальцев, растирание, поглаживание оснований пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья – несут ребенку только здоровье.

Можно организовать, таким образом, пальчиковую игру,  чтобы дети разминали руки друг другу. Упражнения требуют участие обеих рук, что позволяет малышам научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-назад».

Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. В зависимости от темпа проведения массаж может быть быстрым, средним и медленным. В первом случае повышается возбудимость нервной системы. При медленном массаже она, напротив, снижается. Если приемы выполняются в среднем темпе, обеспечивается успокаивающий эффект. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость.

Полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывания, рубленее, поколачивание, встряхивание, потряхивание, постукивание и т.д.  Это оказывает сильное воздействие на нервную систему. Слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.

 

Актуальность

В процессе пальчиковой игры развиваются творческие способности и мелкая моторика пальцев рук. Формируется общение между собой в пальчиковых играх, которое необходимо для развития речи детей.

Цель кружка:   Научить детей переключать внимание, улучшать координацию мелкой моторики, воздействуя на умственное развитие ребенка. Формировать правильное звукопроизношение, развивать умение быстро и четко говорить, совершенствовать память и способность согласовывать движения и речь.

Задачи кружка:

  • Познакомить детей с разнообразием стихотворных строк, одновременным движением пальцев и формировать правильное звукопроизношение. Учить детей сложным упражнениям пальчиковой гимнастики, работа с каждым пальчиком.
  • Развивать мозг ребенка, стимулировать развитие речи, игровые способности через пальчиковые игры.
  • Воспитывать у детей желание, заинтересованность к пальчиковым играм. Формировать положительно эмоциональный настрой.

Ожидаемые результаты:

  1. Первое время ребенок с удовольствием слушает стихи и смотрит, как рассказывает воспитатель с помощью жестов, но сам ничего не показывает. Как только мы замечаем его желание участвовать в игре, приглашаем к совместным действиям. Слаживаем пальчики малыша в нужный жест, чтобы ребенок запомнил положение пальчиков и сумел повторить. Читаем стихи выразительно, эмоционально, с четкой интонацией.
  2. К концу года дети осваивают разнообразие стихотворных строчек, где развиваются все психические процессы и положительные процессы к окружающему миру:
  • Знают текст и умеют играть в пальчиковую игру.
  • Самостоятельно выполняют жесты и показывают воспитателю.
  • Используют игры в повседневной жизни детского сада и дома, проявляя при этом интерес и доставляя себе радость.

Краткая характеристика кружка.

Программа ориентирована на работу с детьми   2 - 3 лет. 
Кружок проводится  1 раз   в неделю, продолжительностью  8 – 10  минут.

           ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА. 

Октябрь

Тема

Программное  содержание

1.

«Смотрит солнышко в окошко». Пальчиковая гимнастика: «Солнышко».

Учить детей рисовать на песке.

 Продолжать закреплять формы (круглое) .

Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику. Развивать моторику рук.

2.

«Любимые игрушки». Пальчиковая гимнастика: «Пальчики-мальчики».

Продолжать  учить детей рисовать на песке. Развивать подвижность пальцев рук. Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику.

3.

«Мы строители». Пальчиковая гимнастика: «За работу».

Учить детей делать постройки из конструктора.

Сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

4.

Пальчиковая гимнастика: «На работу».

Продолжать учить детей делать постройки из конструктора.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Создать положительно-эмоциональное отношение к выполнению задания.

Ноябрь

Тема

Программное  содержание

1.

«Помоги Петрушке собрать букет». 

Пальчиковая гимнастика: «Цветок».

 Осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его применения. Развивать движения пальцев рук.

 Формировать положительное, эмоциональное отношение к игре.

2.

«Петушок - золотой гребешок». Пальчиковая гимнастика: «Оса». 

Учить детей различать и называть цвета, находить нужный цвет по образцу.  Развивать мелкую моторику пальцев рук.  Создать эмоционально-положительное отношение игровому заданию.

3.

«Найди цветок для бабочки». Пальчиковая гимнастика: «Бабочка».

Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или не однородность предмета.

Формировать эмоциональный настрой.  Развивать мелкую моторику пальцев рук.

4.

«Куклы пришли с прогулки». Пальчиковая гимнастика: «Считалка».

Учить детей расстегивать и застегивать пуговицы.

 Продолжать развивать мелкие движения рук.

Формировать интерес к овладению предметно-игровым действиям.

Декабрь

Тема

Программное  содержание

1.

«Соберем шарики». Пальчиковая гимнастика: «Шарики».

Продолжать учить детей надевать петельку на пуговицу. Формировать целостный образ предмета.

 Расширить словарный запас детей, через пальчиковую гимнастику.

2.

«Пальчики играют».

Пальчиковая гимнастика «Ёжики».

Учить детей выполнять движения в сочетании с текстом. Развивать моторику пальцев рук через игру

 

 

Вызвать интерес и желание детей играть в пальчиковые игры.

3.

«Веселые пальчики». Пальчиковая гимнастика: «Мальчик-пальчик».

Учить детей рисовать на листе бумаги пальчиком.

 Развивать моторику движений пальцев рук.

Вызвать интерес и желание работать.

4.

«Про улитку». Пальчиковая гимнастика: «Улиточка».

 

 

  Продолжать учить детей рисовать пальчиком.      Формировать представление детей о цвете.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Январь

Тема

Программное  содержание

1.

Каникулы

2.

«Про солнышко и снеговика». Пальчиковая гимнастика: «Солнышко».

 Совершенствовать умение рисовать пальчиками.

 Формировать навыки соединять точки линией.

 Активизировать словарь через пальчиковые игры.

3.

«Паровоз». Пальчиковая гимнастика: «Пальчики здороваются».

 Учить детей группировать однородные предметы, различающие по величине. Продолжать учить определять форму предметов. Развивать творческую фантазию, мелкую моторику пальцев рук.

4.

«В лесу родилась елочка». Пальчиковая гимнастика: «На работу».

Учить, правильно по образцу, выкладывать геометрические фигуры (елочка).   Закрепить умение украшать елочку бросовым материалом.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Февраль

Тема

Программное  содержание

1.

«Волшебная страна». Пальчиковая гимнастика: «Пчелка».

 Учить детей составлять из геометрических фигур картинку. Закрепить знания геометрических фигур.

Развивать моторику пальцев рук.

2.

«Подарим Незнайке шорты». Пальчиковая гимнастика: «Дружные пальчики».

Продолжать учить детей выкладывать из геометрических фигур узор.  Закрепить названия геометрических фигур. Продолжать развивать моторику пальцев рук через пальчиковую игру.

3.

«Пальчики играют с куклой».

Продолжать учить детей сочетать движения пальцев рук с текстом, проговаривать четко слова.

Формировать развитие мелкой моторики.

4.

«Змея». Пальчиковая гимнастика: «Змейка».

Учить детей скатывать тесто в столбик.

Закрепить навыки лепки, используя разнообразные средства для нанесения узора.

 Совершенствовать моторику пальцев рук.

Март

Тема

Программное  содержание

1.

«Помоги утенку добраться до дома». Пальчиковая гимнастика: «Гуси».

Продолжать учить детей работать с фасолью. Формировать навыки работать самостоятельно.

Вызвать интерес к выполнению задания.

2.

«Бусы для мамы». Пальчиковая гимнастика: «Бусинки – горошки».

 Учить детей нанизывать бусинки на ниточку. Формировать умение сочетать по цвету.

Активизировать речь через пальчиковые игры.

3.

«Дорожка для колобка». Пальчиковая гимнастика: «Замок».

Продолжать учить детей продевать тесьму в отверстие. Формировать умение соотносить слова с движением. Развивать моторику, интерес к выполнению задания.

4.

«Выстроим пирамиды». Пальчиковая гимнастика: «Строим мы в лесу шалаш».

 Учить детей делать постройки из разноцветных крышек. Совершенствовать внимание, воображение, творческие способности.

 Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Апрель

Тема

Программное  содержание

1.

«Про ракету и кораблик». Пальчиковая гимнастика: «Кораблик».

Учить детей по контуру выкладывать крышки.

Закрепить знания треугольной, прямоугольной формы.  Совершенствовать моторику рук.

2.

«Красивый цветок». Пальчиковая гимнастика: «Цветок».

 Совершенствовать умение детей делать постройки из крышек, сочетать по цвету.  Воспитывать у детей интерес к выполнению задания.

 Развивать творческую способность, смекалку.

3.

«Божья коровка». Пальчиковая гимнастика: «Оса».

Продолжать учить детей работать с крышками.

Закрепить умение подбирать нужные крышки по цвету. Активизировать речь через развитие пальцев рук.

4.

«Плывет, плывет кораблик». Пальчиковая гимнастика: «Кораблик».

Упражнять детей в умении работать с крупой, рисовать пальчиком. Развивать ощущение собственных движений.  Активизировать словарь через пальчиковую гимнастику.

Май

Тема

Программное  содержание

1.

«Одуванчики цветы, словно солнышко желты». Пальчиковая гимнастика: «Цветы».

 Учить детей рисовать на крупе. Развивать моторику пальцев рук. Формировать умение создавать игровую обстановку.

2.

«Дождь идет». Пальчиковая гимнастика: «Ёжик».

 Учить детей продевать тесьму в отверстие по диагонали. Развивать движения пальцев рук.

 Активизировать словарь.

3.

           Диагностика

 

4.

           Диагностика