Цель: развитие коммуникативной компетентности педагогов.
Задачи:
Упражнение «Приветствие»
Цель: повышение эмоционального фона, приветствие друг друга.
Выполнение
Поприветствуйте друг друга словом «Здравствуйте!» с 10 оттенками: страха, удовольствия, дисциплинированности, удивления, упрека, радости, неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия.
Нормативные документы дошкольного образования нацеливают педагога на работу с родителями «на основе сотрудничества, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность» (ФГОС, п. 3.2.1).
Важно, чтобы педагог не только владел внедряемыми технологиями и ориентировался в новой организации воспитательно - образовательного процесса в соответствии с ФГОС, но и был открыт к общению.
Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников.
Как вы думаете, почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, горы свернуть, а другие, как ни бьются, - не могут дозваться родителей ни на одно мероприятие? (Выслушать ответы участников семинара).
Все родители разные и к каждому нужно найти определенный подход.
Байка «Страшный сон»
«Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив, сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, что сказать, но и от того, как сказать»»
Мораль: Форма и содержание связаны настолько тесно, что очень часто то, что сказано, мы воспринимаем именно через призму того, как это сказано.
Коммуникативные способности — это умение легко вступать в контакт с другими людьми и в дальнейшем поддерживать с ними оптимальные отношения. Педагог будет более успешен, если он контактен, общителен, одинаково доброжелательно относится ко всем, с кем работает (дети, их родители, коллеги). Неэффективное общение с детьми, их родителями затрудняет обучение и воспитание детей.
Все родители разные и к каждому нужно найти определенный подход
Обучение педагогов навыкам гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями.
Выбрать для проведения две пары педагогов и попросить их представить, что один из них воспитатель, а другой – родитель и поприветствовать друг друга. Спросить у участников семинара: «Как вы считаете, правильно ли воспитатель поприветствовал родителя?»
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того чтобы благополучно пройти эти первые секунды, необходимо применить «Правило трех плюсов».
+ Для того чтобы люди хотели с вами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длиться мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях.
+ Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя и отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а «Здравствуйте Анна Ивановна!»
Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя.
+ В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого, - его ребенка.
Выбирается пара педагогов и им предлагается поздороваться, учитывая «правило трёх плюсов».
«Рассказ по кругу»
Цель. Развить умение непринуж денной передачи информации в рамках заданной темы.
Выполнение
Ведущий предлагает группе неза конченную ситуацию, связанную с обще нием. Участники по кругу продолжают рассказ. Минимальный вклад — одно предложение, максимум — одна ми нута рассказа. Ведущий отмечает, что в конце рассказ обязательно должен хорошо закончиться. «Была хорошая погода…..»
Анализ упражнения
Насколько сложно было вам продолжать заданную ситуацию?
«Общение с родителями»
«Какие фразы целесообразно использовать для начала беседы с родителями».
Найти в предложенном списке пять неудачных, по вашему мнению, фраз. Затем найдите «нежелательные» для начала беседы с родителем фразы и подберите каждой ее смысловую пару – «желательную» фразу.
Варианты фраз:
Решение педагогических ситуаций.
Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.
В общении с рассерженными взрослыми необходимо:
Мини-лекция «Семь воспитательских позиций по отношению к детям»
Карабас-Барабас. В соответствии со своей ролью этот педагог нуждается лишь в четком и правильном исполнения детьми его спектаклей-постановок. Такое общение в большей степени похоже на дрессировку, на выучку маленьких оловянных солдатиков. Основой всего воспитания является страх и подчинение воле взрослого, подавляющего естественную активность дошкольников. Поведение ребенка, посещающего группу с таким Карабасом-Барабасом, похоже на пружину постоянное давление сжимает ее, при малейшем ослаблении пружина с огромной силой вырывается вверх и ее траектория становится малопредсказуемой, а сила — разрушительной.
Активность детей, освобожденных на некоторое время от давления такого воспитателя (например, на занятиях у других специалистов), направляется на выплеск накопившейся энергии, другими словами, дети не обращают внимания на слова взрослого, пока не устанут. Они быстро привыкают к сильным стимулам (окрик) и перестают реагировать на спокойный голос.
В случае необходимости (открытое занятие, диагностическое обследование) дети в группе Карабаса-Барабаса могут показывать достаточно высокий уровень овладения какими-либо знаниями и умениями, но лишь в условиях искусственно созданного спектакля, так как знания и умения выдрессированы, усвоены автоматически. Стоит немного изменить условия игры, заменить картинки, задать вопрос иначе, и дети уже не смогут воспроизвести усвоенное.
Самым печальным последствием такого воспитания является выработка у. детей двойной позиции, манипулятивных способностей. Уже дошкольник способен понять, что ложь помогает избежать неприятностей, а лесть — добиться одобрения. И все это является следствием использования диктата и дисциплины как основных мер воздействия.
Мальвина. Такой педагог четко знает, что правильно, а что нет, что нужно, а что бесполезно в действиях Мальвины укладываются в четкий и единственно правильный стереотип. Она умна, но может действовать только так, и никак иначе, потому что считает такие действия единственно правильными. Такой подход эффективен в воспитании у детей культурно-гигиенических навыков, предполагающих выработку четко последовательных действий (сначала откручиваем кран, потом уж намыливаем руки, а не наоборот). Что же касается повседневного общения, естественно возникающих конфликтов, здесь Мальвина действует просто: непонятное ей автоматически становится неправильным. Как следствие, отсутствие у детей инициативности, самостоятельности, любознательности и эмоциональности.
Красная Шапочка. Эмоциональна, непоследовательна и непргматична. Вызывает у детей симпатию, основанную на схожести. В своих действиях руководствуется сиюминутно возникшими желаниями, не продумывает последствия хотя бы на полшага. В ее действиях отсутствует учет реальных жизненных обстоятельств. Такая инфантильность приводит к торможению волевой регуляции поведения у детей, к развитию неорганизованности, неумению предвидеть последствия своего поведения.
Спящая Красавица. Безразлична и к детям, и к окружающему миру, «присутствуя отсутствует». В группе ее не видно и не слышно, дети предоставлены сами себе. Ее общение с детьми носит абсолютно формальный характер, деятельность детей никак не регулируется, дети не могут занять себя, у них отсутствует потребность в новых ощущениях. Следствие — дети становятся такими же безразличным к окружающему либо расторможенными, основное и любимое занятие — баловство.
Наседка. Наилучший вариант воспитательской позиции для ясельной группы. Заботлива, внимательна, тревожна, повсюду видит опасность, по поводу и без повода «кудахчет», ни на минуту не оставляя детей без внимания и неусыпного контроля. Все расскажет, все покажет, разжует и в рот положит. В итоге у детей пропадает необходимость и потребность «махать крыльями» самостоятельно. Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, тревожность, лень — вот последствия такой воспитательской позиции.
Снежная Королева. Красавица, лишенная чувства любви и привязанности к детям. Ее главное желание — повелевать маленькими Каями. Добивается она подчинения, манипулируя чувствами, подменяя насыщенную естественную жизнь внешне привлекательным, но по сути бесполезным времяпрепровождением. Как следствие — эмоциональная бесчувственность, жестокость, безынициативность.
Мери Поппинс. Разносторонне развитая, эрудированная, тактичная. Знает потребности детей, закономерности их развития. В общении естественна и эмоциональна, гибко сменяет позиции в различных ситуациях. Обучение детей проводит настолько естественно, что они этого не замечают, используя игру, проблемные ситуации в повседневной жизни. Главное — любит детей!
Таким образом, данная классификация раскрывает особенности основных педагогических позиций. Важно, что, как и чистых типов темперамента, «чистых» педагогических позиций не бывает, можно выделить лишь способность к той или иной.
- Как Вы думаете, какая из данных позиций наиболее полно способствует развитию личности ребенка и почему?
Упражнение «Зайку бросила хозяйка…»
Цель: развитие умения управлять своим голосом.
Выполнение:
Произнесите текст: «Зайку бросила хозяйка…»
Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом.
«Психологическая зарядка»
Цель: помочь овладеть приемами релаксации и концентрации, повышение энергетического потенциала.
Выполнение:
Повторять 3-5 раз.
Рефлексия
Участников просят ответить на вопросы: