Образовательная область «Познание»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7 города Шимановска»

Выполнила: Пивнева Л.Г.

Цель: расширять и систематизировать знания детей о природе; о роли человека в защите обитателей Земли.

Задачи:

  1. Уточнить знания о живой и неживой природе;

формировать интерес к объектам природы, ее охраны; закрепить правила поведения в природе.

  1. Развивать мышление, связную речь, расширять кругозор.
  2. Воспитывать ответственное отношение за сохранение нашего общего дома.

Предварительная работа. Наблюдения, беседы, экспериментальная деятельность, чтение художественной литературы, рассматривания картин, дидактические игры.

Материалы и оборудования:

  1. Развивающая среда: глобус, карточки схемы «правила поведения в природе», карточки пазлы, круги красные и синие мольберты, картинки «животные», Красная книга, плакат «Берегите планету», картинки с изображением объектов природы.
  2. Видеозаписи: «Обращение царицы природы», фотографии «природа Приамурья».
  3. Аудиозаписи: «Голоса природы».

Ход занятия

Воспитатель.

Если деньги накопить
Можно многое купить
Дом, одежду и завод
Самолет и пароход.

Ребята есть ли что-нибудь такое чего нельзя купить?

Дети.

Солнце, небо, траву…

Воспитатель.

Но нельзя купить росу
Птичье пение в лесу
И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек. 

Нельзя купить красоту которую дарит нам природа, она бесценна. Но человек не всегда правильно относится к ней. Послушайте видео обращение Царицы природы.

Видеозапись:

Я — Царица природы, мне подвластны леса, степи, горы океаны, реки и озера. Но человек, приходя в мои владения засоряет водоемы, сжигает леса, уничтожает животных. Я очень обижена на вас люди!

Воспитатель.

Ребята, неужели Царица природы права.

Дети.

Нет.

Воспитатель.

Давайте попробуем доказать, что мы не хотим зла природе, что мы ее друзья. Для этого нам нужно выполнить интересные задания. Ответьте на вопрос, что такое природа?

(Ответы детей)

На какие два вида делится природа?

Дети.

Природа бывает живая и не живая.

Воспитатель.

Перечислите явления неживой природы.

(Ответы детей)

Назовите объекты живой природы.

Ответы детей.

Воспитатель.

Сколько месяцев в году?

Дети.

Двенадцать.

Воспитатель.

Назовите весенние месяцы.

Дети.

Март, апрель, май.

Воспитатель.

Как в народе называют Март?

Дети. «Протальник»

Воспитатель.

Почему?

Дети.

Потому что в марте тает снег и появляются первые проталины.

Воспитатель.

Чем еще так запомнился вам март?

Дети.

В марте мы отмечаем мамин праздник.

Воспитатель.

Апрель называют Капельником, еще месяцем «живой воды». Почему?

Дети.

В апреле плачут сосульки, бегут ручьи снег тает и деревья стоят в воде.

Воспитатель.

Да, мы с вами рассматривали картину Левитана «Большая вода». Какой праздник мы отмечали в апреле?

Дети.

В апреле мы отмечали «День космонавтики».

Воспитатель.

Май в народе называют «Цветень». Почему?

Дети.

В мае цветут яблони, черемуха, сирень.

Воспитатель.

Вспомните какое важное событие наша страна отмечала в мае?

Дети. 

«День великой победы — 9 мая».

Воспитатель.

А еще май называют «Ветродуй». Он срывает с деревьев первые зеленые листья. Вот и к нам в открытое окно залетели весенние листочки. В них спрятаны задания, которые мы должны выполнить.

1) Дубовый

Дидактическая игра «Так бывает или нет?»

Воспитатель.

Я буду задавать вам вопросы, если я буду говорить не правду, вы поднимите синий кружок, если правду – красный.

  1. Весной бегут ручьи?
  2. Весной бывают сильные морозы?
  3. Всю весну медведь спит в берлоге?
  4. Весной прилетают перелетные птицы?
  5. Весной собирают урожай овощей?
  6. Весной цветут яблони, и черемуха?
  7. Весной завывает вьюга?
  8. Весной прилетают ласточки?
  9. Весной люди купаются и загорают на пляже?
  10. Весной с деревьев опадают листья?

Молодцы, хорошо знаете признаки весны. Давайте поищем следующий лист.

2) Тополиный

Задания «Собери картинку и расскажи о ней».

Дети собирают пазлы по образцу и рассказывают об этом объекте природы: цветы птицы и звери.

Воспитатель.

Не плохо выполнили это задание. А теперь небольшая разминка

Физкультминутка

Солнце спит.

Солнце спит и небо спит (сложены ладони к левой, правой щеке)
Даже ветер не шумит (качаем поднятыми вверх руками)
Рано утром солнце встало (руки вверх, потянулись)
Все лучи свои послало (вращаем раскрытыми ладонями)
Вдруг повеял ветерок (качаем руками)
Небо тучей заволок (закрыли лицо руками)
И деревья раскачал (качания в право влево)
Дождь по крышам застучал (прыжки на месте)
Барабанит дождь по крышам (хлопки в ладоши)
Солнце клонится все ниже (наклоны вперед)
Вот и спряталось за тучи (приседаем)
Ни один не виден лучик (встали спрятали руки за спину)

Воспитатель.

Ребята я вижу еще один лист (Какой?)

3) Березовый

Воспитатель.

Написано слово «Заповедник». Что такое заповедник?

Дети.

Заповедник — это место где охраняются животные и растения. Здесь нельзя рвать цветы, убивать животных, ловить рыбу.

Воспитатель.

Что вы знаете о Зейском, Муравьёвском заповедниках?

Дети.

В Зейском заповеднике живут косуля, ………., ………., ………..

В Муравьёвском заповеднике живут…………

Воспитатель.

Найдите среди картинок этих животных и прикрепите на планшет. Молодцы, хорошо справились с заданием. Заповедники – это островки спасения природы от человека. Здесь не только животных спасают. Но и изучают их. Кто изучает животных (назовите профессию)? Кто изучает растения? Ученные зоологи, ученые ботаники.

Воспитатель.

Последний лист какой?

4) Сиреневый

Воспитатель.

Он привел нас к этому голубому шару. Что это?

Дети.

Глобус.

Воспитатель.

Да, верно, это модель Нашей Земли. У каждого человека есть свой дом; у деревьев, птиц, насекомых, животных. Ребята как еще можно назвать наш общий дом?

Дети.

Земля.

Стихи Л. Дейнеку (читает ребенок)

Есть на Земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце дождь и гром
Лес и морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья!
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовётся этот дом.

Воспитатель.

Чтобы сохранить природу родного края, мы должны правильно вести себя в лесу, в парке, у реки.

Игра «Подбери и назови» (правила поведения в природе).

Воспитатель.

Чтобы сберечь нашу планету Земля нам надо быть умным и добрым человеком великаном. Ребята что мы можем сделать для нашей планеты.

Дети.

Любить природу, соблюдать правила поведения в природе, передавать свои знания малышам…

Воспитатель.

Я предлагаю вам оформить плакат «Берегите планету» это будет наш акт доброй воли защитников природы. (дети оформляют плакат «Берегите планету» с помощью воспитателя).

Воспитатель.

Как вы думаете ребята, нам удалось доказать «Царице природы», что мы ее друзья.

Дети.

Да!

Воспитатель.

В благодарность за ваше доброе и умное отношение к природе. Она прислала вот эту чудесную книгу «Мир дикой природы». Давайте еще раз полюбуемся красотой нашей русской природы.

(Демонстрация фотографий из серии «Уголки Амурской природы»).