Get Adobe Flash player

 План семинара:

1. Сюжетно – ролевая  игра в средней группе «Больница».     

2. Сообщение по теме ««Социальное развитие ребёнка через обогащение сюжетно – ролевых игр»

3. Деловая игра с воспитателями. 

 

  1. Сюжетно-ролевая игра "БОЛЬНИЦА" в средней группе

 Цель: Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Больница»»

Задачи:   Учить создавать игровую обстановку, используя реальные предметы и их заместители.   Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре).  Развивать у детей слуховое и зрительное внимание, память, воображение, интонационную выразительность речи.   Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми,  уважение к труду врача.

Материал: сундучок, загадки, белый халат, шапочка доктора, игровой набор  «Доктор».  Медицинские карты на каждого больного (листик сложенный пополам), листики для рецептов, скамеечка для скорой помощи.

 Предварительная работа: экскурсия в кабинет медсестры, знакомство   детей  с  внешним видом врачей,  с инструментами, чтение сказки «Айболит» К.И. Чуковского,  рассматривание сюжетных иллюстраций, беседы с опорой на личный опыт детей о врачах, больницы.

                                                 

 Ход занятия.

 Воспитатель:  Ребята посмотрите,  какой у меня красивый сундучок. Отгадайте загадку, и вы узнаете, кому он принадлежит.

 Воспитатель:  Кто в дни болезней всех полезней?

                         Лечит нас от всех болезней?

 Дети: Доктор.

 Воспитатель: Этот сундучок  принадлежит доктору. А как вы думаете, что в нём находится?

Дети: В  сундучке  лежат инструменты и лекарства, которые нужны врачу для работы.

 Воспитатель:  Ребята давайте посмотрим эти инструменты и назовём их (фонендоскоп, шприц, градусник, капли в нос, шпатель…) Молодцы.

Воспитатель:  А как вы думаете, в какую игру мы сейчас с вами будем играть?

Дети: В «Больницу».

Воспитатель: Давайте повторим правила игры.

Все вместе повторяют правила игры.

Воспитатель: Давайте выберем с вами доктора.  В первый раз им  будет тот, кто из вас самый ответственный. У нас же с вами самая настоящая поликлиника.

Воспитатель предлагает доктору выбрать себе медсестру. Затем выбираются: медсестра в регистратуру и в аптеку,  пациенты ( дети между собой определяют кто будет родителем, а кто больным ребёнком) .

Воспитатель:  А теперь нам нужно выбрать  очень главную роль - это санитарка, ведь она следит за чистотой во всей больнице, работа её очень важна -  если не будут убираться в больнице, посетителям будет неприятно туда приходить.

Воспитатель объясняет каждому его роль. Дети расходятся по своим игровым зонам (аптека, больница, регистратура),  надевают халаты, готовят свои рабочие места.

 В регистратуре дети здороваются, называют свою фамилию имя и просят карту больного.

Регистратор  спрашивает, что случилось, делает отметку в карточке  и выдает карту больному. 

Дети по очереди подходят к окошечку регистратуры,  берут  карточку, говорят причину прихода в больницу,  потом проходят к кабинету и занимают очередь.

Можно предложить кому – нибудь  привести ребёнка на прививку, или вызвать скорую помощь.

В поликлинике начинается прием. Воспитатель  напоминает  «посетителям»,  чтобы  заняли очередь к врачу. Прежде, чем войти в кабинет, нужно постучать в «дверь». Войдя в кабинет, поздороваться рассказать, что болит у вашей дочки?

Диалог в больнице больного и доктора:

Пациент: Здравствуйте.

Доктор: Здравствуйте, что болит у вашей дочки?

Пациент: У неё высокая температура,  болит голова.

Доктор: Не беспокойтесь, сейчас я осмотрю её  и назначу лечение.

Ребёнок в роли доктора оказывает медицинскую помощь, осматривает пациента и предлагает медсестре сделать жаропонижающий укол, затем выписывает рецепт и предлагает приобрести лекарство в аптеке.

Можно предложить услуги скорой помощи.

Посетители сидят в очереди, не шумят, не ругаются, ждут своей очереди. Пока пациенты ждут свою очередь,  у дверей появляется санитарка, которая моет пол. Она старательно всё моет и просит посетителей не сорить.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети не забывали говорить «спасибо и до свидания».

 Воспитатель: Поликлиника закрывается: уже поздно, пациентов не осталось, всех вылечили. Врачи снимите халаты и расставьте по местам медицинское оборудование. Родители, возьмите, кто не успел рецепты, и зайдите в аптеку за таблетками и витаминами. Нужно отвести детей домой и уложить в кроватки.

 В заключение игры воспитатель спрашивает у детей как можно сберечь свое здоровье, и что для этого нужно делать.

Дети отвечают: делать зарядку, кушать овощи и фрукты, заниматься спортом, гулять на свежем воздухе.

Воспитатель: Ребята, давайте, и мы с вами сделаем зарядку (дети выполняют зарядку под музыку).

Солнце глянуло в кроватку,

 Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,                      

Надо нам присесть и встать.

Раз, два.

Руки вытянуть пошире,

Наклониться — три, четыре.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

(Дети делают те движения, о которых говорится в стихотворении, повторяя за воспитателем слова.)

Воспитатель: Ребята во что мы сегодня с вами играли? (Больницу).

 Что вам понравилось больше  всего в нашей ирге? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, я желаю вам здоровья.  Сейчас я вам  раздам вкусные полезные  витамины. (Детям раздаются витамины)

 

  1. Сообщение по теме ««Социальное развитие ребёнка через обогащение сюжетно – ролевых игр»

 «Игра – это огромное светлое окно,

через  которое в духовный мир ребёнка,

вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире»    В.А.Сухомлинский

Дошкольный возраст является периодом вхождения ребёнка в мир социальных отношений через общение. И ребёнок входит туда через реальные и игровые отношения с взрослыми и сверстниками. Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то в игровой деятельности происходит социализация ребёнка. В формировании социального опыта ребёнка участвуют родители, дети, взрослые, т.е. те люди, которые окружают его в повседневной жизни. Задача современного дошкольного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств.

Жизнь современного ребёнка заполнена телевидением, компьютерными играми, общением с взрослыми, кружками и секциями. На игру у ребёнка остается крайне мало времени и дома, и в детском саду. Между тем дети хотят играть, считают игру, самым любим видом деятельности. 

         Игра -  это жизненно важная потребность ребенка, познающего мир.

В игре развивается  способность к воображению, образное мышление, умственное развитие, способность взаимодействия с другими людьми (коммуникабельность), развитие речи, общение социальное развитие

   Уже  переходя от раннего возраста   к дошкольному возрасту,  малыш начинает воспринимать взрослых как носителей различных социальных ролей — папы, мамы, врача, пожарного, воспитателя. Маленьким  очень хочется быть взрослыми, делать, как они. И только один-единственный вид деятельности помогает устранить противоречие между желаемым и возможным. Это — сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников.  Развитие игры происходит постепенно: от ознакомительной предметно -  игровой деятельности в раннем возрасте до сюжетно — отображающей, а впоследствии развитой сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников.                                                                                                                           На третьем году жизни,  дети отличают игровое действие от реальной, принимают воображаемую ситуацию  и свободно действуют   в ней.   Например,  кормят куклу с пустой тарелки, набирают воду из воображаемого крана,  осваивают игровые действия «я — милиционер», «я — воспитатель».   Позже эти игровые действия начинают объединяться простым сюжетом, который воспроизводит несложные ситуации из реальной жизни: «я повар — готовлю обед», «я папа — иду на работу». 

 Сам ребенок научиться играть в сюжетно-ролевые игры не сможет, а если сможет, то его игры будут бедные по содержанию и непродолжительные по времени. Это происходит из-за того, что ребенок еще не освоил мир вокруг себя. У ребенка еще не сложились представления о том мире, в котором существуют взрослые. Чем больше мы будем  играть, и давать ребенку знаний о взрослой жизни, тем разнообразней, интересней будут его игры. Но как бы ни увлекала детей игра, они не теряют чувство реальности. Становясь участником совместной игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с товарищами, подчиняться тем правилам, которые устанавливаются в игре и до игры. 

В жизни детей 4–5 лет сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место.  Работая с детьми этого возраста, замечаю, что дети  с увлечением выстраивают  сюжеты, стремятся  к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативными.                  Возросшие возможности,  позволяют ему выбирать тему и намечать замысел игры, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты. В этом случаи   направляю  свои  усилия на обогащение ролевого поведения и взаимоотношений детей в игре, которые проявляются через диалог и игровое действие. 

Побуждаю детей к планированию, то есть к созданию элементарного замысла, который будет воплощен в игре; учу их описывать сюжетные события,  называть  круг действующих лиц (персонажей) в игре, раскрывать их взаимодействие.

Любимыми сюжетами у детей 4–5 лет остаются игры в «больницу», «парикмахерская», «магазин» в которых ребятам наиболее легко можно  воплотить свой жизненный опыт.  Вводя в игру новые роли, помогаю расширить представления детей об игровом образе, о разнообразии ролей и ролевого поведения. Например, в игре в магазин шоферы, привозящие в магазин продукты, могут одновременно выступать и в роли грузчиков, могут менять свои роли на другие. Дети, исходя из своего жизненного опыта,  проигрывают  различные ситуации, происходящие в медицинских кабинетах, так как каждый из них хотя бы раз побывал в поликлинике.    Осваивая новые сюжеты, роли и игровые действия, ребенок обогащает игру новым содержанием, и, следовательно, она будет оставаться для него интересной.  Для меня  крайне важно поддерживать этот интерес, содействуя обогащению жизненного опыта, предоставляю  ребенку время и место для игры, стимулирую его творческую активность. 

Для обогащения игровых сюжетов  использую  рассказы о профессиях, тематические беседы, дидактические и театрализованные игры, показ иллюстраций. Все эти формы взаимодействия взрослого с ребенком становятся содержанием предварительной работы, которая подготавливает детей к игре. 

Предварительную работу  строю так, чтобы она была  целенаправленной, педагогически емкой, многогранной, что позволяет  охватить целиком используемую в игре тему.   

Руководство игрой в этот период имеет свои особенности. Подсказываю логическое завершение игры: автобус  стал на ремонт, магазин закрылся на перерыв или приём товара.  Обязательно отмечаю, что детям было интересно играть потому, что Элина  была хорошей мамой . Она заботливо относилась к своим детям, была с ними ласковой, доброй. Или Максим  оказался настоящим другом. Он хотел быть водителем, но уступил  роль Кириллу, когда тот попросил, и т. п. 

Смена детской деятельности в соответствии с планом воспитательно-образовательной работы не должна прерывать игровую ситуацию, поэтому детям подсказывала дальнейший план деятельности, оказывая влияние на ее мотив, отношение к игре. 

При взаимодействии с неиграющим ребёнком, выясняю причину того, почему ребенок не играет. Тем самым у меня  появляется  возможность выяснить интересы ребенка, которые могут помочь в активизации игровой деятельности.   Если   ребенок отвергается играть коллективом, предлагаю ему поиграть со мной. 

Ни одна сюжетно – ролевая игра не проходит без подготовки. Вместе с детьми  изготавливаем  атрибуты к играм, билеты  для концерта,  билеты для игры «Автобус», медицинские карточки, талоны   для справок, для рецептов.  

Сюжетно – ролевая игра стала богаче, когда  включала  знакомые детям персонажи. Обыграли сказки  «Колобок», «Репка», «Заюшкина  избушка». Вместе с детьми распределяем роли.  

На практике наблюдала, как игра со сверстниками и диалог с любящим и понимающим ребенка взрослым «лечит», изменяет поведение «агрессивного» малыша лучше всяких успокоительных лекарств. «Трудные дети», как мы их называем, — это дети, которых мы не понимаем.   Понять ребенка и, играя с ним, развивать в нем личность — вот основная цель моей работы как воспитателя.

 

  1. 3.Деловая игра с воспитателями.

Цель: повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры.

Задачи:  Совершенствовать умения находить выход в сложных педагогических ситуациях, расширять представления педагогов в методах и приемах управления сюжетно-ролевыми играми; развивать творческий подход в организации и управлении игрой, повышать педагогическое мастерство воспитателей, их творчество.

 Материал:   педагогические ситуации для каждой команды, кроссворд, карандаши, карточки с заданием по методике руководства игрой.

Предварительная работа: консультация на тему: «Методы и приемы педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой», подготовка каждой командой сюжетно-ролевой игры по заданным темам.

    Воспитатель:   Предлагаю провести  деловую  игру.  Нам надо выбрать жюри и разделиться на две команды. 

 Педагоги  делятся  на две команды. На столе  перед командами лежат билеты с вопросами. Команды по очереди берут билет, читают задание (даётся время на обсуждение). За правильный ответ команда получает один бал.

 1 задание. Вопросы:

  1. Перечислите, в какие сюжетно-ролевые игры должны играть дети младшего и среднего возраста? ( в младшей группе дети играют в: «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Больница», «Детский сад», «Магазин», «Автобус», «Пароход», в средней группе добавляются «Кукольный театр», «Столовая».)
  2. Какие сюжетно-ролевые игры добавляются в старшем дошкольном возрасте? («Аптека», «Поликлиника», «Салон красоты», «Библиотека», «Мы строители», «Космонавты», «Военные»)
  3. На какие группы делятся приемы руководства сюжетно-ролевой игрой? (прямые и косвенные).
  4. Какие приемы руководства относятся к первой группе? (ролевое участие в игре; участие в сговоре детей; разъяснения; показ оказания помощи; совет в случае затруднений).
  5. Какие приемы руководства относятся ко второй группе? (дидактические игры; чтение художественной литературы; беседы о прочитанных произведениях,  экскурсии и целевые прогулки; составление альбомов; встречи с интересными людьми; изготовление и пошив костюмов, атрибутов).
  6. Чем отличаются приемы руководства сюжетно-ролевой игрой у малышей от приемов руководства сюжетно-ролевой игрой у старших дошкольников? (с детьми младшего дошкольного возраста воспитатель в основном использует  прямые приемы, а с детьми  старшего дошкольного возраста- косвенные приемы руководства).
  7. для всех команд.  Перечислите методы и приемы педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой. Команды совещаются и поочередно называют метод или прием.

внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений, на начальных этапах использование игр наиболее близких детям – семья, детский сад, использование сюрпризных моментов,

внесение новой игрушки, наблюдение за игрой других дошкольников,

наблюдение за трудом взрослых, чтение литературных произведений,

обсуждение телепередач, определение содержания игры,

восстановление последовательности событий, игровые действия, обыгрывание персонажей и их взаимодействие, драматизация сказок

учет интереса детей,  планирование игры, рассказ воспитателя о том, как бы он играл в ту или иную игру, определение темы, умение согласовывать свои действия с остальными детьми, придумывание сюжета сказки или рассказа,

совместный пересказ сказки,  учет индивидуальных особенностей,

учет личного опыта ребенка, привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов, использование мимических этюдов, элементов психогимнастики, обсуждение хода и результатов игры, совместная с детьми игра, использование технических средств обучения.

 

  1. задание.Попробуйте развить сюжет любой сюжетно ролевой игры.
  1. задание А сейчас я вам предлагаю «зарядку» для ума – разгадывание кроссворда под названием: «И все-таки игра!». Кроссворд будете разгадывать командой.

( Включается спокойная музыка).

Кроссворд «И всё – таки  игра»

По вертикали:

  1. Бывает предметная, развивающая, игровая (среда).
  2. Образовательная область (социализация).
  3. Ряд последовательно развивающихся событий. В игре – последовательность действий (сюжет).
  4. Общественное «лицо» конкретного человека (личность).

По горизонтали:

  1.    Ребёнок берёт на себя в игре (роль).
  2. Разговор детей в игре  (диалог).
  3. Форма проявления познавательной потребности личности, направленная на предмет, который вызывает положительные эмоции (интерес).
  4. Система взаимодействий человека в определённой среде (деятельность).
  5. Творческое воображение, мечта. Нечто задуманное, неправдоподобное (фантазия).
  6. Ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника (игра).

 4 Задание. Педагогические ситуации.

1. Маша, Ваня и Кирилл решили играть в «Морское путешествие».

«Чур, я капитан корабля», - говорит Ваня. «Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан», - запротестовали Маша и Кирилл

Вопрос: Как воспитателю разрешить данную ситуацию?

2. Максим быстро взял себе игрушки для игры в «Космическое путешествие: и пульт управления, и командирский шлем, и планшет с картой, и «космическое питание», и «солнечные батареи» для перезарядки двигателей. «А нам с чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть», - сказали ребята.

Вопрос: Как поступить воспитателю в данной ситуации?

  1. Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали это и после напоминания воспитателя.

Вопрос: Какова должна быть реакция педагога?

  1. Девочка пришла в группу. Ребята приглашают её поиграть . Но она от всех приглашений отказывается.

Вопрос: Как отреагировать в этом случае воспитателю? Как правильно вовлечь девочку в игру?

  Я прошу команды подойти ко мне, встать в кружок и расставить руки в стороны. А теперь мысленно положите на левую руку все то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку – то, что получили нового. А теперь давайте хлопнем одновременно в ладоши и скажем громко «Спасибо!».

 

© 2015-2019 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 города Шимановска»  Все права защищены. Рейтинг@Mail.ru