Get Adobe Flash player

 

Цель: Развивать познавательную активность детей  в процессе экспериментирования .

Задачи: 

  • Дать детям  понятие, что такое  «воздух» через детское экспериментирование.
  • Формировать элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
  • Познакомить с качественной характеристикой воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем). 
  • Развивать умение детей решать проблемные задачи. 
  • Воспитывать интерес к экспериментированию.

Оборудование: Воздушный  шарик, ёмкость с водой, салфетки, стаканчики с водой, камешки, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня я встретила Винни  - Пуха, он был очень грустный, потому что не может разобраться,  почему у него один шарик толстый, весёлый, круглый, а второй – грустный, худой. Я взяла худой шарик и пришла с ним к вам, что бы вместе разобраться. Как Вы думаете, ребята, почему  шарик стал худым? (Дети предлагают разные версии).

Вывод: шарик  с дулся, в  нём нет воздуха. 

Воспитатель: А как вы считаете, что надо сделать, чтобы он стал круглым и упругим?

Дети: Надо его посильнее надуть.

Воспитатель: Что появится  внутри шарика после того, как мы его надуем?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Откуда же берётся в шарике воздух?

Дети: Мы его выдыхаем.

Воспитатель: А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть. А где мы берём воздух, когда вдыхаем?  (дети предлагают свои варианты).

Воспитатель: Следовательно, вокруг нас есть воздух. Давайте мы вместе с вами вдохнём и выдохнем воздух (через рот, через нос). Попробуйте подставить ладонь и выдохнуть на неё воздух. Что вы почувствовали?  Почувствовали  воздух на ладошке, следовательно,  воздух можно ощутить.

Воспитатель: Значит, он из ротика передвинулся к вам на ладонь. Воздух движется. А вы, ребята, воздух видите?  (Нет).

Воспитатель: Если вы его не видите, значит, он какой?

Дети: Невидимый.

Воспитатель: А  хотите увидеть воздух? Но он же невидимый, а

давайте всё-таки попробуем решить эту проблему,  пройдите, пожалуйста,  к тазику,   сейчас надуйте  шарик  и опустите  его  отверстием вниз в тазик с водой и разожмите  пальцы. Ой! Что это появляется в воде? 

Дети: Пузырьки.

Воспитатель: А откуда они берутся?      

Дети: Из шарика выходит воздух.

Воспитатель: Правильно, воздух из шарика выходит, и на поверхности появляются пузырьки.  

Воспитатель:  Ребята, я  ещё придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.

Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём?

Дети:  Он пуст.

Воспитатель:   Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что он похож? (ответы детей)

Воспитатель:  Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось?

Дети: Пакет опять стал пустым.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что из него вышел воздух.

Воспитатель:  Воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы). Попробуйте подставить ладонь и выдохнуть на неё воздух. Что вы почувствовали?  Почувствовали  воздух на ладошке, следовательно,  воздух внутри  нас есть, его можно ощутить.

Воспитатель: А теперь давайте проверим есть воздух в камнях ( у каждого ребёнка на тарелочке лежит камешек) Возьмите камешек и опустите его в воду. Ребята, что мы видим, когда опускаем камешки в воду?

Дети: Они тонут.

Воспитатель:  Интересно, а почему камешки тонут?

Дети: Они тяжёлые.

Воспитатель:  Получается, что камешки  тяжелее воды, поэтому они тонут. А что вы ещё заметили, когда опускали камешек в воду?

Дети: Пузырьки

Воспитатель: Это значит, что в камнях тоже есть воздух. Камешки тяжелее  воды,  поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки.

Воспитатель: А  вот интересно, если мы шарик опустим в воду, он утонет? (ответы детей)

А давайте проверим (опускает шарик в чашку с водой)

 Странно, камешек утонул, а шарик нет. Почему так происходит, ребята? Вы как думаете? (ответы детей).  

Воспитатель:  Оказывается,  шарик не тонет, потому что он легче воды.  А камешки тяжелее, поэтому они тонут.

Воспитатель: Дети, а вы можете обойтись без воздуха?  

(Дети говорят свои предположения).

Воспитатель: А давай проверим! Закроем,  ненадолго  ротик,   носик зажмем,  и попробуем  не дышать, столько времени сколько выдержим. Воспитатель: Ну что, ребята можно человеку, обойтись без воздуха? Почему?    

Дети: Без воздуха мы не можем дышать.

Воспитатель: А кому ещё нужен воздух?

Дети: Животным, птицам, растениям, насекомым.

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, откуда берётся чистый воздух?      (Дети предлагают разные версии).

Воспитатель:  Чистый воздух нам дают растения. Мы вдыхаем кислород, выдыхаем углекислый газ; а листочки растений поглощают этот газ и насыщают воздух кислородом. 

Воспитатель:  Сегодня вы много узнали о воздухе, например,  что вокруг нас он есть.  Но он какой?

Дети: Невидимый, лёгкий, движется, его можно ощутить. 

Воспитатель: Так, что же ребята, надо сделать, чтобы у Винни-Пуха шарик стал круглым и упругим?

Дети: Надуть.

Воспитатель: Давайте надуем шарик и  отнесём его  Винни-Пуху.

© 2015-2019 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 города Шимановска»  Все права защищены. Рейтинг@Mail.ru