Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования .
Задачи:
Оборудование: Воздушный шарик, ёмкость с водой, салфетки, стаканчики с водой, камешки, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня я встретила Винни - Пуха, он был очень грустный, потому что не может разобраться, почему у него один шарик толстый, весёлый, круглый, а второй – грустный, худой. Я взяла худой шарик и пришла с ним к вам, что бы вместе разобраться. Как Вы думаете, ребята, почему шарик стал худым? (Дети предлагают разные версии).
Вывод: шарик с дулся, в нём нет воздуха.
Воспитатель: А как вы считаете, что надо сделать, чтобы он стал круглым и упругим?
Дети: Надо его посильнее надуть.
Воспитатель: Что появится внутри шарика после того, как мы его надуем?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Откуда же берётся в шарике воздух?
Дети: Мы его выдыхаем.
Воспитатель: А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть. А где мы берём воздух, когда вдыхаем? (дети предлагают свои варианты).
Воспитатель: Следовательно, вокруг нас есть воздух. Давайте мы вместе с вами вдохнём и выдохнем воздух (через рот, через нос). Попробуйте подставить ладонь и выдохнуть на неё воздух. Что вы почувствовали? Почувствовали воздух на ладошке, следовательно, воздух можно ощутить.
Воспитатель: Значит, он из ротика передвинулся к вам на ладонь. Воздух движется. А вы, ребята, воздух видите? (Нет).
Воспитатель: Если вы его не видите, значит, он какой?
Дети: Невидимый.
Воспитатель: А хотите увидеть воздух? Но он же невидимый, а
давайте всё-таки попробуем решить эту проблему, пройдите, пожалуйста, к тазику, сейчас надуйте шарик и опустите его отверстием вниз в тазик с водой и разожмите пальцы. Ой! Что это появляется в воде?
Дети: Пузырьки.
Воспитатель: А откуда они берутся?
Дети: Из шарика выходит воздух.
Воспитатель: Правильно, воздух из шарика выходит, и на поверхности появляются пузырьки.
Воспитатель: Ребята, я ещё придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.
Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что он похож? (ответы детей)
Воспитатель: Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось?
Дети: Пакет опять стал пустым.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что из него вышел воздух.
Воспитатель: Воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы). Попробуйте подставить ладонь и выдохнуть на неё воздух. Что вы почувствовали? Почувствовали воздух на ладошке, следовательно, воздух внутри нас есть, его можно ощутить.
Воспитатель: А теперь давайте проверим есть воздух в камнях ( у каждого ребёнка на тарелочке лежит камешек) Возьмите камешек и опустите его в воду. Ребята, что мы видим, когда опускаем камешки в воду?
Дети: Они тонут.
Воспитатель: Интересно, а почему камешки тонут?
Дети: Они тяжёлые.
Воспитатель: Получается, что камешки тяжелее воды, поэтому они тонут. А что вы ещё заметили, когда опускали камешек в воду?
Дети: Пузырьки
Воспитатель: Это значит, что в камнях тоже есть воздух. Камешки тяжелее воды, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки.
Воспитатель: А вот интересно, если мы шарик опустим в воду, он утонет? (ответы детей)
А давайте проверим (опускает шарик в чашку с водой)
Странно, камешек утонул, а шарик нет. Почему так происходит, ребята? Вы как думаете? (ответы детей).
Воспитатель: Оказывается, шарик не тонет, потому что он легче воды. А камешки тяжелее, поэтому они тонут.
Воспитатель: Дети, а вы можете обойтись без воздуха?
(Дети говорят свои предположения).
Воспитатель: А давай проверим! Закроем, ненадолго ротик, носик зажмем, и попробуем не дышать, столько времени сколько выдержим. Воспитатель: Ну что, ребята можно человеку, обойтись без воздуха? Почему?
Дети: Без воздуха мы не можем дышать.
Воспитатель: А кому ещё нужен воздух?
Дети: Животным, птицам, растениям, насекомым.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, откуда берётся чистый воздух? (Дети предлагают разные версии).
Воспитатель: Чистый воздух нам дают растения. Мы вдыхаем кислород, выдыхаем углекислый газ; а листочки растений поглощают этот газ и насыщают воздух кислородом.
Воспитатель: Сегодня вы много узнали о воздухе, например, что вокруг нас он есть. Но он какой?
Дети: Невидимый, лёгкий, движется, его можно ощутить.
Воспитатель: Так, что же ребята, надо сделать, чтобы у Винни-Пуха шарик стал круглым и упругим?
Дети: Надуть.
Воспитатель: Давайте надуем шарик и отнесём его Винни-Пуху.