Название проекта: «Птицы»

Продолжительность проекта: долгосрочный

Вид проекта: информационный, творческий, исследовательский.

Участники проекта: воспитатели группы, педагог изобразительной деятельности, музыки, дети группы, родители.

Возраст детей: 5-6 лет

Актуальность проекта.

Все птицы перелетные и зимующие составляют часть природы. Особенно в холодное время птицам важно прокормиться. Доступной пищей становиться значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становиться практически недоступным.

Необходимо помочь дошкольникам получить знания о природе и на этой основе сформировать умение рассказывать. Тексты сопровождаются заданиями, что позволяет сформировать умение рассказывать у ребёнка быстроту мышления, умение сопоставить наблюдения реальной действительности с содержанием рассказов, сказок, стихов, пословиц, загадок. Чтобы самостоятельно придумать рассказ, сказку, детям мало знаний по содержанию, они должны владеть структурой текста. Одним из них является иллюстрация.

Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности.

Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.

Цель: формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение, приспособленных к определённым климатическим условиям.

 

Задачи проекта

Для детей

  1. Расширять представления детей о птицах в природе.
  2. Формировать представление детей о правильном отношении к окружающей природе
  3. Обогащать словарь и развивать связную речь детей
  4. Пополнять развивающую среду группы материалами и оборудование по теме проекта
  5. Развивать творческие способности и умение детей в ходе продуктивной деятельности
  6. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

 

Для педагогов

  1. Пробудить интерес детей к окружающему миру
  2. Создать условия для создания творческого развития детей
  3. Создать условия для НОД

 

Для родителей

Привлечь родителей к различным формам совместной деятельности детей

Интеграция образовательных областей

Содержание деятельности

Задачи области

Образовательная область «Физическая культура»

Подвижные игры, пальчиковые игры

 

Образовательная область «Познание»

 

Наблюдения за птицами осенью, зимой и весной

Дидактические игры «Перелетные птицы», «Расскажите о птице»

Загадывание и отгадывание загадок о птицах

Просмотр презентации «Птицы»

Рассматривание иллюстраций, фото о птицах

Выставка совместных творческих работ детей и родителей

Подбор фото к рубрике «Птички нашего двора»

 

Образовательная область «Речевое развитие»

 

Беседы: «Птицы – какие они?»,

«Почему птиц называют перелетными и зимующие?», «Скворечник для птиц»

Чтение сказки «Воробьишкина весна»

Рассматривание иллюстраций о птицах

Разучивание стихов Т.Зайцева «Улетели птичьи стаи», М.Пляцковского «Снегири»

Обсуждение пословиц и поговорок о птицах

Вечер «Загадок и отгадок о птицах»

Лексические упражнения

Дидактические упражнения

 

Образовательная область «Социально-коммуникативная»

 

Викторина «Что, где, когда»

Беседы «Перелетные птицы», «Кормушки для птиц», «Почему птиц называют перелетными и зимующими»

КВН «Птичьи разговоры»

Образовательная область «Художественно-эстетическое»

 

Рисование «Снегири»

Лепка «Птицы»

 Барельеф «Павлин»

Раскрашивание раскрасок «Птицы»

Прослушивание пения птиц

Выставка совместных творческих работ детей и родителей

 

Форма проведения итогового мероприятия

Название итогового мероприятия

Выставка творческих работ «Удивительные птицы»

Ожидаемые результаты по проекту.

Для детей

- Дети имеют представления о перелетных и зимующих птицах

-Умеют устанавливать связь между сезонными изменениями

- Умеют уточнить внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.

 

- Имеют представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.

 

- Познакомились с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц.

 

- Умеют заботиться о птицах ближайшего окружения.

 

-Умеют разгадывать загадки о птицах

 

-Знают пословицы и поговорки о птицах

 

 

Модель трех вопросов

 

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Где мы можем узнать?

Птицы – делятся на группы (перелетные, пролетные, зимующие)

Птицы – домашние и дикие.

Среда обитания птиц.

Как заботиться человек в зимнее время в помощь птицам?

 

Почему называют птиц перелетными, пролетными, зимующими?

Назвать птиц перелетных?

Назвать птиц зимующих?

Назвать пролетных птиц?

Какие пословицы и поговорки вы знаете о птицах?

Какие стихи, песни и загадки вам знакомы?

Как заботиться человек в зимнее время?

Чем питаются зимующие птицы?

В каких сказках главный герой птица?

Когда отмечают день весеннего равноденствия? Символ этого праздника?

Увидеть в природе

Спросить у родителей

Спросить у воспитателей

Посмотреть иллюстрации в книгах, энциклопедиях

Посмотреть в интернете

 

Разработка проекта: Донести до участников проекта важность данной темы.

 

Этапы проекта

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

  1. Организационно-подготовительный

Создание проблемной ситуации для воспитанников по обсуждению проекта.

Выбор формулировки проблемы и цели проекта

Внести дополнительные задачи проекта

Информирование родителей о реализации проекта «Птицы»

Педагогический мониторинг детей на выявление первоначальных знаний о птицах

Разработка конспектов с детьми

Сбор информации и подготовка методической литературы

Поиск художественной литературы

Поиск дыхательной гимнастики, пальчиковых игр, дидактического материала, подвижных игр для детей

Разработка игровых ситуаций для детей

Поиск голоса птиц

Договор со специалистом ИЗО о проведении НОД аппликации, лепки, рисовании

Подготовить раскрасок для детей птицы

Привлечь родителей к выставке своими руками «Птицы»

 

Вхождение в проблему проекта (модель трех вопросов)

Обсуждение цели по данной теме

Обсуждение стратегии исследования, способ поиска информации

Рассматривание иллюстраций, фотографий

Разучивание стихов, пальчиковых игр, дидактические игры, пословиц

Наблюдение за птицами осенью, зимой и летом

Раскрашивание раскрасок

Прослушивание пение птиц

Цикл бесед: «Птицы - какие они?», «Почему птиц называют перелетные и зимующие», « Кормушки для птиц»

Знакомство с пословицами и поговорками о птицах

 

  1. Практический

Организация познавательной деятельности детей

Провести серию познавательных бесед

Познакомить детей с п/играми «Перелетные птицы», «Цапля»

Сбор творческих работ через информационную сеть – интернет

Оформление творческих работ детей

Оформление творческих работ родителей

Оформление фотовыставки наблюдение за птицами в детском саду

Выпечка жаворонков в детском саду детьми

 

Познавательно-тематические мероприятия

Дидактические упражнения: «Перелетные птицы», «Расскажите о птицах»

Лексические упражнения: материал для запоминания.

Пальчиковые игры: «Десять птичек стайка», «Птенчики в гнездышках» и др. в папке проекта «Птицы»

Пословицы и поговорки о птицах

Наблюдения осенью, зимой и весной за птицами

Просмотр презентации «Птицы»

День загадок и отгадок о птицах

Подвижные игры

Викторина «Что, где когда?»

КВН «Птичьи разговоры»

Рисование «Снегири»

 

Лепка «Петушок»

 

Объемная аппликация «Птицы»

 

  1. Заключительный

Наблюдения за птицами на участке детского сада

Беседа с родителями о важности этого проекта для детей

Анализ инновационного проекта в детском саду и ее результативности

Фотовыставка «Как мы наблюдали за птицами»

Подбор материала фото «Птички нашего двора»

Итоговая беседа о птицах

Вечер загадок и отгадок «Птицы»

 

Реализация проекта

Направления развития (образовательные области)

Совместная деятельность педагога с детьми

НОД

Совместная деятельность педагога с детьми

другая

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями

Социально-коммуникативное

Итоговое мероприятие

«Птицы»

 

НОД

«Перелетные и зимующие птицы»

 

Викторина «Что, где, когда?»

 

КВН «Птичьи разговоры»

 

Рассматривание иллюстраций, фото

 

Просмотр презентации «Птицы»

 

Раскрашивание раскрасок

 

 

Беседа с родителями о важности проекта «Птицы»

 

Привлечь родителей к выставке творческих работ родителей и детей дома

Познавательное

 

 

Рассматривание иллюстраций, фото

 

Наблюдение за птицами

 

Прослушивание пения птиц

 

 

Информационное задание: !.привлечь к подборке материала о птицах

 

2.Найти интересную сказку или рассказ о птичке

 

Рассматривание птиц возле дома

Покормить птиц

 

Подбор фото рубрике «Птички нашего двора»

Речевое

Загадки, пальчиковые игры, лексические упражнения, дидактические упражнения, подвижные игры со стихами, пословицы и поговорки,, пальчиковые игры

Совместное чтение

Художественно-эстетическое

Выпечка «Жаворонок»

 

НОД ИЗО

Рисование «Снегири»

Лепка «Петушок»

Объемная аппликация «Птицы»

 

 

Совместная работа детей и родителей « творческие работы из различного  материала – птицы»

Модель «Охрана птиц».

 

  1. Не разорять гнезда птиц.
  2. Не подходить близко к гнезду птицы и не трогать птенчиков.
  3. Весной делать и развешивать скворечники.
  4. Зимой делать кормушки для птиц и не забывать их наполнять.

       5     Везде подкармливать птиц

 

 

Приложения к проекту 

Непосредственная организованная деятельность.

  1. ТЕМА: Птицы.

Цель: Формировать обобщенное представление о птицах: живут на земле, в воздухе, на воде; имеют общее строение: 2 крыла и 2 ноги, клюв, перьевой покров, умеют летать. Построение с детьми модели жизненного круга птицы, на основе анализа их жизни на примере ласточки и совы. Учить делать обобщения по существенным признакам, пользуясь для этого составленными моделями. Воспитывать умение отвечать на вопросы доказательно.

Материал: 8-10 картинок с изображением разных птиц, книги о ласточке и сове из серии «Природа вокруг тебя», наброски моделей «Птицы», «Жизненный круг птиц».

Предварительная работа: чтение о птицах: В.Зотов «Лесная мозаика», А.А.Плешаков «Зеленые страницы» и другие книги.

План.

  1. Загадки о птицах (5-6). Рассматривание не менее восьми картин разных птиц.
  2. Выделение общих признаков, характерных для всех птиц, построение на этой основе модели птиц, ее зарисовка детьми в тетрадях.
  3. Чтение отрывков из книг о ласточке и сове.
  4. Построение с детьми модели жизненного круга птицы на основе анализа их жизни, зарисовка этой модели детьми.
  5. Дидактическая игра «Докажи по моделям». Например: курица, пингвин и журавль – птицы, а стрекоза и бабочка - нет.

 

  1. ТЕМА: Птицы перелетные, кочующие, оседлые и домашние.

Цель: Дать детям понять, что птицы бывают разные, ведут различный образ жизни и это отражается на их внешнем облике. Учить устанавливать связи между клювом, характером корма, возможностями его добывания и образом жизни птицы. На этой основе классифицировать птиц на зимующих, перелетных, оседлых и домашних.

Материал: модель «Клювы птиц», дидактическая игра «Страна птиц».

План.

  1. Рассматривание модели клювов различных птиц: У каких птиц такой клюв? Что может птица есть таким клювом? Найдет ли эта птица такой корм у нас зимой? Значит, что можно сказать об этой птице? Разделить птиц на группы. Предложить детям подумать, как назвать эти группы птиц.
  2. Дидактическая игра «Страна птиц». Надо правильно назвать птицу и «отнести» ее к какой-то из данных моделей птиц. Например: это снегирь, он кочующий и относится вот к этой картинке (модели).

3.Чтение стихотворения «Птицы» А.Кушнера.

4.Можем ли мы, дети, помочь птицам зимой? Если можем, то как?

 

  1. ТЕМА: Беседа о птицах.

Цель: Обобщить и закрепить знания детей о птицах: птиц очень много, у всех птиц есть одинаковые признаки, т.е. чем-то они похожи друг на друга (у всех птиц 2 крыла, 2 ноги, есть перья, клюв, умеют летать; птенцы вылупляются из яиц, вырастают, спариваются, несут яйца); и есть разные признаки - то, чем они отличаются друг от друга (ведут различный образ жизни и выглядят по-разному; условно их можно разделить на перелетные, кочующие, оседлые и домашние.) На основе этих знаний начертить схему птиц.

Материал: модели «Птицы»,  «Жизненный круг птиц»,  дидактическая игра «Страна птиц», набросок «Схемы птиц».

План.

  1. Найти модели, которые относятся ко всем птицам, рассказать по этим моделям о любой птице по желанию. Вывод: У всех птиц много похожего, общего.

2.Дидактическая игра «Страна птиц».

а) все птицы перепутались, помогите им правильно собраться в свои стайки.

б) что можно еще рассказать о перелетных птицах? (кочующих, оседлых, домашних).
Вывод: У всех птиц есть свои черты, особенности.

3.Начертить с детьми схему птиц. Разобраться, почему все стрелочки направляем от верхней модели «все птицы».

 

  1. ТЕМА. Моделирование отношений между различными понятиями по теме «Птицы».

Цель: Продолжать знакомить детей с системой графического отображения классификации понятий; учить с помощью кругов Эйлера и классификационного древа отражать признаки понятий; сравнивать объемы и содержания понятий: помочь детям понять, что с переходом от более общих понятий (птицы) к более частным понятиям (перелетные птицы; ласточка) их содержание все более обогащается, добавляются новые признаки, а объем понятий, наоборот, сужается и расширяется с переходом к более общему понятию.

Материал: модели «Птицы», «Жизненный круг птиц», модели перелетных, кочующих, оседлых и домашних птиц из «Схемы птиц».

План.

1 Моделирование на доске (мелом) отношений между понятиями «Птицы», «Перелетные птицы», «Ласточки» с помощью кругов Эйлера.

а) Выяснить объем этих понятий: - Кого больше?

б) Раскрыть содержание каждого понятия:

«Птицы» - рассказ детей по модели птицы и модели жизненного круга птицы.

  • Можем ли мы о всех птицах сказать, что они перелетные?

«Перелетные птицы» - тот же рассказ, что о «Птицах» и плюс рассказ о перелетных птицах (добавляется модель перелетных птиц).

- Можем мы о всех перелетных птицах сказать, что они питаются мошками? Что они серого цвета?

«Ласточка» - рассказы повторяются и плюс рассказ о внешнем виде, образе жизни и

питании ласточки (добавляется картинка ласточки). Вывод. Чем кружок меньше, тем больше об этой птице мы можем рассказать, и наоборот, чем больше кружок, тем меньше мы рассказываем.

  1. Моделирование этих же отношений с помощью классификационного древа (на доске, со всеми пояснениями).
  2. Моделирование отношений между понятиями «Птицы», «Перелетные птицы», «Воробей» с помощью кругов Эйлера

 В свободное время моделировать с детьми отношения между различными понятиями на тему «Птицы». Например: «Птицы», «Домашние птицы», «Петух» и т.д.

  1. ТЕМА: «Птицы» (итоговое занятие).

Цель: Обобщить знания детей о птицах. Показать взаимосвязь и взаимозависимость птиц от живой и неживой природы. Учить детей самостоятельно делать выводы и на их основе составлять модели по охране птиц, обосновывать свои модели, рассказывать по ним. Воспитывать ответственность за жизнь птиц зимой. Формировать у детей осознанное отношение к природе и птицам в частности.

Материал: цветные карандаши и по два альбомных листа бумаги на каждого ребенка, стихотворение Е. Благининой, набросок модели «Охрана птиц».

План.

  1. Конкурс на лучшего знатока птиц. Блиц -турнир с использованием вопросов:
  • Почему снегиря назвали снегирем? (Потому что появляется с первым снегом).
  • Как дятел достает вредных насекомых из глубины дерева? (Длинным языком, 10-15см),
  • Какая птица и когда может кричать как кошка? (Иволга, при опасности).
  • Какая птица не въет гнезда и не высиживает птенцов? (Кукушка, откладывает яйца в чужие гнезда).
  • Какая птица может бегать по стволу дерева вниз головой? (Поползень).
  • .Самые распространенные виды ласточек? (Городская (воронок), деревенская (касатка) и береговушка).
  • Отчего зимой чаще всего погибают птицы? (От голода, сытой птице мороз не страшен).
  • Какая птица «на крыльях весну несет»? (Скворец, прилетает с началом весны).
  • .Какую птицу и за что называют певцом-пародистом? (Скворца, за умение копировать голоса других птиц).
  • У каких птиц есть зубы? (У птиц нет зубов).
  • Чем питаются кукушки? (Волосатыми гусеницами, которых избегают другие птицы).

За правильный ответ - фишка. Победителям вручить «медали» - «Знаток природы».

  1. Чтение стихотворения Благининой:

Голодно, холодно,

Галки, воробьи?

Голодно, голуби,

Гуленьки мои?

Прилетайте в гости,

Полны у нас горсти!

Клюйте, гостюйте,

Не пугайтесь, клюйте!

Гуль-гуль-гуль!