Возрастная группа: старший дошкольный возраст.

Технология: Путешествие по «Реке времени».

Цель: Развитие любознательности и познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к окружающему миру.

Задачи:

  1. Ознакомление детей с историей появления простого карандаша, с технологией изготовления.
  2. Формирование у детей первичных представлений о времени.
  3. Развитие у детей связной речи, обогащение словаря детей словами: графит, «рубашка», шестигранный карандаш, уголь, графитовый стержень, наскальные рисунки.

Ход НОД 

  1. Обсуждение реального события

Педагог: Отгадайте, что я вам принесла:

Черный Ивашка –
Деревянная рубашка,
Где носом проведет,
Там заметку кладет. (Ответы детей).

Педагог: Это карандаши. Что вы можете о них сказать? Какие они? Для чего нужен карандаш? (Дети и педагог рассматривают карандаши).

  1. Постановка целей исследования

Педагог: Как вы думаете, всегда ли у людей были карандаши? Чем люди писали в старину? Хотите узнать историю простого карандаша? Как мы можем об этом узнать?

Педагог: Я предлагаю вам совершить волшебное путешествие по времени и отправиться в прошлое карандаша. Люди сравнивают время с рекой, потому что река бежит всегда вперед и никогда не возвращается, также как и время. Мы уже с вами путешествовали по «реке времени». А кто из вас помнит, какие остановки у нас были? (Обращаем внимание детей на три острова, которые расположены на реке: настоящее время, прошлое, далекое прошлое (старина)).

Педагог: Перенестись в давние времена нам помогут «волшебные часы». Закройте глаза. Постарайтесь услышать тиканье часов. (слайд 2)

  Проговаривание слов:

Тик-так, тик-так.
Время отмеряет шаг.
Стрелки мы переведем,
Сразу в древность попадем.

III. Анализ-сравнение, активное обсуждение предметного материала
(слайд 3)

Педагог: Ребята, посмотрите, куда мы попали? В какое время?

Педагог: Это древний мир, и живут здесь древние люди. Как вы думаете, где они жили? (Древние люди жили в холодных пещерах). Как они грелись? Давайте присядем у костра.

Педагог: Интересно, почему мы попали именно в это время? Как вы думаете, древние люди рисовали? Где они рисовали? Что изображали в своих рисунках? Чем рисовали древние люди? Действительно,  древние люди рисовали. Они изображали на скалах в пещерах то, что видели, что их окружало. Это животные, люди, сцены охоты,  и другие события из жизни своего племени (слайды 4-8)

Педагог: А рисовали они углем. Возле костра лежат обгоревшие угли. Вы можете подойти к скале и попробовать создать свои «наскальные» рисунки. (Дети рисуют углем на «скале»).

Педагог: Ребята, нам пора отправляться дальше. Давайте отметим картинкой на «реке времени» первый остров (слайд 9)

Проговаривание слов: 

Тик-так, тик-так. 
Время отмеряет шаг. 
Стрелки мы переведем, 
Сразу в древность попадем (слайд 10)

Педагог: Как вы думаете, почему мы попали именно сюда?

Педагог: Мощная буря, прошедшая по Англии, вывернула с корнями деревья, и тогда местные пастухи обнаружили в обнажившейся земле под вывернутыми корнями какое-то темное твердое вещество. Они взяли его в руки и поняли, что это вещество оставляет следы. Тогда пастухи придумали, что этим веществом можно метить овец, чтобы не перепутать с чужим стадом (слайд 11)

Педагог: В дальнейшем люди назвали это вещество графитом. Из него вручную стали вытачивать ПАЛОЧКИ и использовать их для рисования. (Педагог с детьми рассматривают графитовые палочки)

Педагог: Какие они? (Пачкают руки). Как можно было решить эту проблему? (Люди зажимали эти графитовые «карандаши» между кусочками дерева или веточками, оборачивали их в бумагу или обвязывали их бечёвкой).

Педагог: Позже французский химик Николя Конте предложил изготовить «рубашку» для графита: поместить графитовые стержни в деревянные оболочки (слайд 12) Я не случайно сказала «рубашка», потому что в народе ее называли именно так. Почему? (Это «одежда» для карандаша).

Педагог: Тот же французский химик Николя Конте в 1795 году (а также другие ученые из других стран) придумал изготавливать графитовые стержни из графитовой пыли. Как вы думаете, как? Эту технологию с небольшими изменениями используют и теперь. Хотите посмотреть? Тогда нам нужно отправиться в настоящее время. Давайте отметим остров и в путь (Отмечаем остров картинкой) (слайд 13)

Проговаривание слов:

Тик-так, тик-так. 
Время отмеряет шаг. 
Стрелки мы переведем, 
Сразу в древность попадем (слайд 14).

Педагог: Вот мы и вернулись в настоящее время. (слайд 15) Давайте посмотрим, как же изготавливают простые (графитные) карандаши (Видео). Вот так происходит изготовление простого карандаша.

Физминутка: «Мы рисуем»:

Карандаш был сделан длинным,
Из графита и из глины.
Чтоб мы могли карандашом
На листочке на большом,
Что угодно рисовать,
Даже буковки писать.

Вот зайки скачут по дорожке.
А мышка спряталась от кошки.
Вот птичка зернышки клюет.
А вот медведь большой идет.

Довольны все карандаши:
Рисунки наши хороши!

Педагог: Как вы думаете, как же изменился простой карандаш со временем? Какие современные простые карандаши вы видели? Хотите посмотреть?

Дети рассматривают различные карандаши. Вначале карандаши были круглой формы, затем придумали шестигранный карандаш. Со временем «рубашка» карандаша менялась.  Кроме деревянных,  появились пластиковые «рубашки». Яркие и красивые современные простые карандаши часто имеют резинку, позволяющую быстро стереть написаное. При этом карандаши отличаются не только дизайном, но и мягкостью графитного стержня. Для экономии графитного стержня,  придумали механический карандаш.

  1. Работа с «рекой времени»: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»

Педагог: Вы можете на листочке нарисовать карандашом то, что вам понравилось во время нашего путешествия и поместить эти картинки на «реке времени». Я приготовила для вас картинки, которые мы тоже можем разместить на «реке времени».

Дети располагают на панно картинки - «метки».

  1. Оценка результатов деятельности (Рефлексия)

Педагог: Ребята, наше путешествие подошло к концу.

  1. Кто из вас узнал что-то новое для себя?
  2. Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?
  3. Что вам понравилось больше всего?
  4. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности

Педагог предлагает детям рассмотреть карандаши, которые есть у них дома. В дальнейшем фотографии или рисунки карандашей можно расположить на «Реке времени».

 

Источники информации:

  1. Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013.
  2. http://planetadetstva.net/vospitatelam/gotovimsya-k-shkole/konspekt-poznavatelno-issledovatelskoj-nod-puteshestvie-v-proshloe-karandasha.html