Вид проекта: познавательно-творческий.
Тип проекта: исследовательский.
Срок реализации: краткосрочный - 2 недели (с 27 января по 7 февраля).
Участники проекта: воспитатели, дети 4 – 5 лет.
Актуальность: ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. Главное достоинство метода проектирования заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых установить представления о различных сторонах изучаемого объекта - соль. Почему соль? Она интересная и необычная, всегда рядом, не требует особых усилий и затрат. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известна и знакомая, непознанная и таинственная.
Гипотеза: при исследовании соли, расширить знания о ней не только как о веществе, необходимом для жизни человека, но и об интересном материале для проведения различных опытов, наблюдений и применении в детском творчестве.
Цель проекта: создание условий для формирования у детей готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи в процессе поисковой деятельности. Познакомить их с необычными свойствами соли, как она попадает к нам на стол. Выяснить области применения соли.
Задачи:
Ожидаемый результат
Материалы для проведения проекта:
Методы исследования:
Этапы работы над проектом
Изучение свойств соли.
Проведение опытов и выяснение, что соль белого цвета, не имеет запаха, при нажатии скрипит как снег, сыпучая, растворяется в тёплой воде быстрее, чем в холодной, в насыщенном солёном растворе яйцо не тонет, при испарении воды из солёного раствора остаются кристаллики соли. В солёной воде лёд растворяется быстрее, чем в обычной воде. Окрашивание соли разными цветами, изготовление сувениров.
Эксперимент по выращиванию кристаллов. Дети проводят эксперименты самостоятельно и с помощью взрослых, следуя чётким инструкциям.
В процессе исследовательской деятельности дети уверенно и с интересом выполняют опыты, наблюдают, удивляются, делают выводы.
Занятие по опытно – экспериментальной деятельности: «Удивительная соль»
- Дидактические игры: «Определи по вкусу», «Что лишнее», «Где живёт соль?», «Так
бывает или нет?»
- Подвижная игра: «Море волнуется раз»
- Сюжетно-ролевая игра: «Повар».
- Словесные игры: «Что было бы, если…», «Соль нужна потому что …»;
- Беседы: «Что такое соль?». «Как добывают соль?». «Почему соль разного цвета?».
«Польза и вред от соли».
- Аппликация из цветной соли: «Цыплёнок».
- Лепка из соленого теста: «Божья коровка»
- Просмотр слайдов « Добыча соли».
- Наблюдение и творческое рассказывание «Как мама использует соль»
- Чтение художественной литературы: слушание сказок про соль, заучивание пословиц, поговорок про соль, отгадывание загадок
Рисование картин при помощи соли.
Изготовление картотеки проведённых опытов с солью.
Обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.
Результат
В процессе проведённой работы дети обобщили знания о соли, расширили знания о том, какие виды соли бывают, как её добывают и где используют. А так же убедились, что неизведанное рядом и самые простые и знакомые вещи могут быть необычными и очень интересными.
Список литературы
ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ
ЗАГАДКИ
Без нее, ребята, повар просто как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались сразу. Это… (соль).
От воды родится, Меня одну не едят,
А воды боится. (Соль.) А без меня мало едят. (Соль.)
В земле родится, В земле родился,
На солнце вырастает, В огне крестился,
В воде умирает. (Соль.) На воду пал –
Весь пропал. (Соль.)