Вид проекта: познавательно-творческий.

Тип проекта: исследовательский.

Срок реализации: краткосрочный  -   2 недели (с 27  января по 7 февраля).                                              

Участники проекта: воспитатели, дети 4 – 5 лет.                                                              

Актуальность:  ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. Главное достоинство метода проектирования заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых установить представления о различных сторонах изучаемого объекта - соль. Почему соль? Она интересная  и необычная,  всегда рядом, не требует особых усилий и затрат. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известна и знакомая, непознанная и таинственная. 

Гипотеза: при исследовании соли, расширить знания о ней не только как о веществе, необходимом для жизни человека, но и об интересном материале для проведения различных опытов, наблюдений и применении в детском творчестве.

Цель проекта: создание условий для формирования у детей готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи в процессе поисковой деятельности. Познакомить их с необычными свойствами соли, как она попадает к нам на стол. Выяснить области применения соли. 

Задачи:                                                                                                                                                

  1. Вызвать интерес к исследованию соли, её свойств и качеств.
  2. Исследовать свойства соли опытным путём.
  3. Расширить представления о добыче соли.
  4. Развивать у детей стремление к поисково-познавательной деятельности.
  5. Развивать мыслительную активность и творческие способности детей.
  6. Развивать любознательность, уверенность в своих силах.

Ожидаемый результат

  1. Расширить знания о соли, её основных признаках, свойствах, местах добычи, об использовании человеком.                         
  2. Формирование знаний, навыков экспериментирования, повышение уровня усвоения программного материала.
  3. Пополнение предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории, создание картотеки опытов, загадок, пословиц о соли.
  4. Развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать.

 Материалы для проведения проекта:

  • оборудование и материалы для проведения опытов: лупы, прозрачные баночки, стаканчики, ложки,  соль, яйцо, лёд, вода, гуашь;
  • материал для аппликации: альбом,  цветная соль, клей ПВА.
  • материал для лепки: цветное соленое тесто,
  • подносы с солью для рисования.
  • ИКТ-слайды.       

Методы исследования:

  • занятия
  • беседы
  • опыты
  • эксперименты
  • наблюдения
  • игры

Этапы работы над проектом

  1. Подготовительный этап.
    Совместное обсуждение плана деятельности. Постановка цели и задач для экспериментирования. Подбор информации по теме проекта. Просмотр презентации о добыче соли и применении её в разных областях.    Рассматривание соли через лупу и выяснение, что соль бывает разная (мелкая, крупная, очищенная, каменная, поваренная).                                                                                                    Показ детям как приготовить цветное  соленое тесто из муки,  соли и краски,  как сделать цветную соль.
  2. Основной этап: опытно-экспериментальная деятельность

Изучение свойств соли.

Проведение опытов и выяснение, что соль белого цвета, не имеет запаха, при нажатии скрипит как снег, сыпучая, растворяется в тёплой воде быстрее, чем в холодной, в насыщенном солёном растворе яйцо не тонет, при испарении воды из солёного раствора остаются кристаллики соли.  В солёной воде лёд растворяется быстрее, чем в обычной воде. Окрашивание соли разными цветами, изготовление сувениров.                     

Эксперимент по выращиванию кристаллов. Дети проводят эксперименты самостоятельно и с помощью взрослых, следуя чётким инструкциям.

В процессе исследовательской деятельности дети уверенно и с интересом выполняют опыты, наблюдают, удивляются,  делают выводы.

Занятие по опытно – экспериментальной деятельности: «Удивительная соль»

- Дидактические игры: «Определи по вкусу», «Что лишнее», «Где живёт соль?», «Так    

бывает или нет?»

- Подвижная  игра: «Море волнуется раз»

- Сюжетно-ролевая  игра:  «Повар».

- Словесные игры: «Что было бы, если…»,  «Соль нужна потому что …»;

- Беседы: «Что такое соль?».  «Как добывают соль?». «Почему соль разного цвета?».    

 «Польза и вред от соли».

- Аппликация из цветной соли: «Цыплёнок».

- Лепка из соленого теста: «Божья коровка»

- Просмотр слайдов « Добыча соли».
    - Наблюдение и творческое рассказывание «Как мама использует соль»

- Чтение художественной литературы: слушание сказок про соль, заучивание пословиц, поговорок про соль, отгадывание загадок

 

  1. Заключительный этап

Рисование картин при помощи соли.

Изготовление картотеки проведённых опытов с солью.

Обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.

Результат

В процессе проведённой работы дети обобщили знания о соли, расширили знания о том, какие виды соли бывают, как её добывают и где используют. А так же убедились, что неизведанное рядом и самые простые и знакомые вещи могут быть необычными и очень интересными.

 

Список литературы

  1. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М. : Педагогическое общество России, 2003.
  2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
  3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера. 2007

 

ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ

  • Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
  • Без соли и хлеб не естся, без соли и стол кривой.
  • Без соли, без хлеба худа беседа.
  • Соли не жалей, так и есть веселей.
  • Пуд соли вместе съесть.
  • Без хлеба не сытно, без соли не сладко.
  • Щепотка соли делает сахар слаще.
  • Хлеб да соль и обед пошел.
  • Так солоно, что в пот бросает.

 

        ЗАГАДКИ

Без нее, ребята, повар просто как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались сразу. Это… (соль).

 

От воды родится,                       Меня одну не едят,

А воды боится. (Соль.)              А без меня мало едят. (Соль.)

 

В земле родится,                        В земле родился,

На солнце вырастает,                В огне крестился,

В воде умирает. (Соль.)             На воду пал –

                                                    Весь пропал. (Соль.)