Вид проекта: познавательно-творческий.
Тип проекта: исследовательский.
Срок реализации: краткосрочный - 2 недели (с 27 января по 7 февраля).
Участники проекта: воспитатели, дети 4 – 5 лет.
Актуальность: ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. Главное достоинство метода проектирования заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых установить представления о различных сторонах изучаемого объекта - соль. Почему соль? Она интересная и необычная, всегда рядом, не требует особых усилий и затрат. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известна и знакомая, непознанная и таинственная.
Гипотеза: при исследовании соли, расширить знания о ней не только как о веществе, необходимом для жизни человека, но и об интересном материале для проведения различных опытов, наблюдений и применении в детском творчестве.
Цель проекта: создание условий для формирования у детей готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи в процессе поисковой деятельности. Познакомить их с необычными свойствами соли, как она попадает к нам на стол. Выяснить области применения соли.
Задачи:
- Вызвать интерес к исследованию соли, её свойств и качеств.
- Исследовать свойства соли опытным путём.
- Расширить представления о добыче соли.
- Развивать у детей стремление к поисково-познавательной деятельности.
- Развивать мыслительную активность и творческие способности детей.
- Развивать любознательность, уверенность в своих силах.
Ожидаемый результат
- Расширить знания о соли, её основных признаках, свойствах, местах добычи, об использовании человеком.
- Формирование знаний, навыков экспериментирования, повышение уровня усвоения программного материала.
- Пополнение предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории, создание картотеки опытов, загадок, пословиц о соли.
- Развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать.
Материалы для проведения проекта:
- оборудование и материалы для проведения опытов: лупы, прозрачные баночки, стаканчики, ложки, соль, яйцо, лёд, вода, гуашь;
- материал для аппликации: альбом, цветная соль, клей ПВА.
- материал для лепки: цветное соленое тесто,
- подносы с солью для рисования.
- ИКТ-слайды.
Методы исследования:
- занятия
- беседы
- опыты
- эксперименты
- наблюдения
- игры
Этапы работы над проектом
- Подготовительный этап.
Совместное обсуждение плана деятельности. Постановка цели и задач для экспериментирования. Подбор информации по теме проекта. Просмотр презентации о добыче соли и применении её в разных областях. Рассматривание соли через лупу и выяснение, что соль бывает разная (мелкая, крупная, очищенная, каменная, поваренная). Показ детям как приготовить цветное соленое тесто из муки, соли и краски, как сделать цветную соль. - Основной этап: опытно-экспериментальная деятельность
Изучение свойств соли.
Проведение опытов и выяснение, что соль белого цвета, не имеет запаха, при нажатии скрипит как снег, сыпучая, растворяется в тёплой воде быстрее, чем в холодной, в насыщенном солёном растворе яйцо не тонет, при испарении воды из солёного раствора остаются кристаллики соли. В солёной воде лёд растворяется быстрее, чем в обычной воде. Окрашивание соли разными цветами, изготовление сувениров.
Эксперимент по выращиванию кристаллов. Дети проводят эксперименты самостоятельно и с помощью взрослых, следуя чётким инструкциям.
В процессе исследовательской деятельности дети уверенно и с интересом выполняют опыты, наблюдают, удивляются, делают выводы.
Занятие по опытно – экспериментальной деятельности: «Удивительная соль»
- Дидактические игры: «Определи по вкусу», «Что лишнее», «Где живёт соль?», «Так
бывает или нет?»
- Подвижная игра: «Море волнуется раз»
- Сюжетно-ролевая игра: «Повар».
- Словесные игры: «Что было бы, если…», «Соль нужна потому что …»;
- Беседы: «Что такое соль?». «Как добывают соль?». «Почему соль разного цвета?».
«Польза и вред от соли».
- Аппликация из цветной соли: «Цыплёнок».
- Лепка из соленого теста: «Божья коровка»
- Просмотр слайдов « Добыча соли».
- Наблюдение и творческое рассказывание «Как мама использует соль»
- Чтение художественной литературы: слушание сказок про соль, заучивание пословиц, поговорок про соль, отгадывание загадок
- Заключительный этап
Рисование картин при помощи соли.
Изготовление картотеки проведённых опытов с солью.
Обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.
Результат
В процессе проведённой работы дети обобщили знания о соли, расширили знания о том, какие виды соли бывают, как её добывают и где используют. А так же убедились, что неизведанное рядом и самые простые и знакомые вещи могут быть необычными и очень интересными.
Список литературы
- Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М. : Педагогическое общество России, 2003.
- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера. 2007
ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ
- Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
- Без соли и хлеб не естся, без соли и стол кривой.
- Без соли, без хлеба худа беседа.
- Соли не жалей, так и есть веселей.
- Пуд соли вместе съесть.
- Без хлеба не сытно, без соли не сладко.
- Щепотка соли делает сахар слаще.
- Хлеб да соль и обед пошел.
- Так солоно, что в пот бросает.
ЗАГАДКИ
Без нее, ребята, повар просто как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались сразу. Это… (соль).
От воды родится, Меня одну не едят,
А воды боится. (Соль.) А без меня мало едят. (Соль.)
В земле родится, В земле родился,
На солнце вырастает, В огне крестился,
В воде умирает. (Соль.) На воду пал –
Весь пропал. (Соль.)