Тема Проект «Огород на окне»

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий.

Участники проекта: дети II младшей группы, воспитатели группы, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный с 22 марта по 30 апреля.

Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.

Актуальность Проекта:

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок – дошкольник.   Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. 

Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о условиях необходимых для их роста. 

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет.

Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.

Цель Проекта:

формирование экологической культуры у детей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.

Задачи Проекта:

Формировать у детей представления о росте и потребности растений.  Дать наглядное представление о необходимости света, тепла и влаги для их роста.

Развивать интерес к развитию и росту растений, наблюдательность и любознательность.

Формировать представления о структуре трудового процесса. Развивать интерес к посадке растений (лук), посеву семян (укропа, цветов).

Развивать умение узнавать и называть части растения.

Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

Формировать чувство ответственности при уходе за растениями: вовремя полить, рыхлить почву.

Способствовать развитию самостоятельности, уверенности, положительной самооценки.

Проект включает в себя три этапа:

  1. Подготовительный.
  2. Основной (исследовательский).
  3. Заключительный.

Значимость Проекта для всех его участников:

Дети получают знания по уходу за культурными огородными растениями, формируются представления о структуре трудового процесса. Дети узнают  и называют части растения.

Воспитатель продолжает осваивать  метод проектирования, который позволяет  эффективно развивать познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольников.

Родители активно участвуют в подготовке материалов (подборка семян для посадки), в оформлении огорода на подоконнике.

Предполагаемый результат Проекта:

Создав огород на окне, мы вырастим лук, укроп и другие овощные культуры. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.

Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия.

Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов. Дети знают и применяют полученные знания по уходу за культурными огородными растениями.

Основные этапы и направления реализации цели проекта:

  1. Подготовительный

Содержание деятельности воспитателя и детей:                 

- определение темы Проекта;

- формулировка цели и определение задач;

- беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).

- подборка материала по теме Проекта (литература, наглядный материал, дидактические, сюжетные игры, физкультминутки, фото, семена, муляжи овощей, материалы для посадки);

- составление плана основного этапа Проекта.

Работа с родителями:

- беседа с родителями о предстоящей работе;

- подготовка семян и луковиц;

  1. Основной (исследовательский)

Содержание деятельности воспитателя и детей:        

  • беседа с детьми познавательного характера
  • рассматривание и сравнение семян (цветов, укроп).
  • посадка: лук, укроп;
  • исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:

- подготовка почвы;

- отбор хороших семян от плохих;

- знакомство с моделью трудового процесса;

- посадка;

- установка на светлое место;

- полив;

- рыхление.

- оформление огорода на окне;

- наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;

- знакомство с моделью строения растения;

- опыт - наблюдение за ростом лука в разных условиях (вода, почва).

Работа с родителями:

  • беседы с родителями: «Для чего нужен «огород на окне»?
  • помощь родителей в оформлении «мини – огорода»;
  • памятка для родителей «Лук от всех недуг»;
  • подборка литературы про овощи с участием родителей;

Мероприятия по реализации проекта

  1. Беседы:
  • «Что такое огород и что на нём растёт»,
  • «Что такое «Огород на окне»,
  • «Какие растения можно вырастить на подоконнике»,
  • «Семена».
  1. Опытно-экспериментальная деятельность:
  • «Строение растений»,
  • «Рост и развитие растений»,
  • «Вода и росток»,
  • «Солнце и росток»,
  1. Практическая деятельность:
  • Отбор и посадка лука

* Посев семян укропа, редиса, салата, петрушки, пшеницы.

  • Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.
  1. Игровая деятельность:
  • Дидактические игры: «Собери из частей целое», «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Что сажают в огороде», «Угадай по описанию», «Четвертый - лишний»;

Подвижные игры: «Съедобное – несъедобное», «Репка», «Посади и собери урожай», «Уберём урожай овощей» и др.

  • Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин».
  • Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
  • Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
  1. Художественно - творческая деятельность детей.
  • Раскрашивание картинок (редис).
  • Лепка «Овощи большие и маленькие»
  • Рисование «Лук от всех недуг».
  1. Речевое развитие.
  • Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».
  • Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».
  • Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
  1. Оформление альбома

«Наш лук от всех недуг».

  1. Заключительный

Содержание деятельности воспитателя и детей:        

  • Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы);
  • Представление опыта;
  • Презентация Проекта «Огород на окне».

  Работа с родителями:

Предложить родителям продолжать работу по ознакомлению с овощами с мая по август.

Полученный результат:

  • Дети познакомились с культурными растениями.
  • У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
  • В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания и умения (условия для роста растений).
  • Узнали все о пользе овощей и о бережном отношении к своему здоровью. Закрепили полезные привычки для здоровья человека.
  • Дети увидели многообразие посевного материала.
  • Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
  • В группе был создан огород на окне.
  • Дети стали более уважительно относиться к труду.
  • Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».

Перспективы дальнейшего развития проекта

Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.

В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.

 

Список использованной литературы:

  1. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005.
  2. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
  3. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006.
  4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,2003.
  5. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Просвещение», 2005.
  6. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.
  7. Интернет ресурсы: http://eti-deti.com/zagadki-pro-ovoshhi/

 

 «Лук от семи недуг»

        Лук – ценнейшее лекарственное средство, подаренное нам природой. С помощью лука можно исцелить самый запущенный недуг! Родина его – Юго-Западная Азия. Удивительные свойства лука способствовали его быстрому распространению по всем земледельческим районам земного шара. Древние врачи, используя лук как лечебное средство, считали, что нет ни одного заболевания, при котором он не принес бы пользу больному. Современные исследования подтверждают правильность мнения древних врачей о способности лука омолаживать организм. В луковицах содержатся эфирное масло с характерным острым запахом, органические кислоты (лимонная и яблочная), ферменты, много витаминов (С, В1, В2, В6, РР, Е), каротин и фитонциды. А также минеральные вещества – кальций, натрий, калий, железо, фосфор, йод, сера. О гормоноподобных веществах (афродизиаках) уже упоминалось. Вначале – о фитонцидах. Фитонциды – летучие вещества, вырабатываемые растениями. Обладают способностью убивать микробы, плесневые грибы, простейших. Летучие фитонциды лука и многих других растений разрушают их в течение нескольких минут. Они стимулируют в поврежденных тканях процессы регенерации, очищение ран и их заживление. Достаточно в течение 3-5 минут пожевать лук, как полость рта будет полностью продезинфицирована. Самым сильным фитонцидным действием обладают острые сорта лука. Фитонциды обладают даже свойством снижать губительное действие радиации на организм человека. Фитонциды содержатся в различных частях лука, но в области донца луковицы их концентрация значительно больше, чем в листьях. Высокая эффективность лука при лечении многочисленных, не похожих по своей природе заболеваний объясняется, прежде всего, наличием в нём большого количества фитонцидов. Лук существенно отличается от других овощей тем, что в нём в высокой концентрации находятся эфирные масла, содержащие дисульфид. Он придает луку характерный острый запах. Эфирным маслам присущи антибиотические свойства. Они также играют важную роль в процессе пищеварения – действуя на обонятельные нервы, они повышают аппетит, улучшают переваривание и усвоение пищи.