Актуальность Особую роль в развитии речи детей играет детская художественная литература. При восприятии литературного произведения малыши переживают все что происходит с героем, они вместе с ним радуются, грустят и сопереживают. Для возраста детей 2-3 лет характерна тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации, т.е. к поэзии. Разучивание стихов и многократное их повторение способствует расширению кругозора, развивается память, мышление, формируется культурный уровень маленького человечка. Стихи А.Барто легко читаются и легко запоминаются, а по интонации очень близки к детской речи легко и весело выговариваются, поэтому знакомство с произведениями А.Барто особенно актуально для детей раннего возраста
Тип проекта: познавательно-речевой Вид проекта: краткосрочный (5 дней) Участники проекта: Дети, воспитатели, родители воспитанников.
Цель проекта Знакомство детей со стихотворениями А.Барто «Наша Таня», «Грузовик» «Самолет», «Зайка», «Мишка» через организацию различных видов детской деятельности: игровой, познавательной, экспериментальной, двигательной, продуктивной.
Задачи проекта Развивать познавательную и речевую активность детей. Совершенствовать понимание речи взрослого, умение отвечать на вопросы. Воспитывать чувство сопереживания, желание помочь тому, кто нуждается в помощи. Формировать бережное отношение к игрушкам. Привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству
1 этап- подготовительный
1.Составление плана работы по реализации проекта;
2.Создание игровой мотивации, подбор стихотворении А.Барто;
3.Подбор игрушек к инсценировке стихов;
4.Подготовка консультации для родителей: «Развитие речи детей в первой младшей группе». «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях».
2 этап-основной Ежедневное проведение организованной деятельности по запланированным темам Выставка детских работ: Дорога для грузовика,»морковка для зайки». Оформление выставки по стихам А. Л. Барто «Игрушки»; Разучивание пальчиковых игр.
3 этап-заключительный
- Итоговая образовательная деятельность по теме: «Игрушки»
- Оформление фотоотчета для родителей на тему: Игрушки»А.Барто
Презентация проекта.
Основные формы реализации проекта Познавательно речевая деятельность: Исследовательская деятельность Чтение стихов, заучивание наизусть. Игровая деятельность: Сюжетно - ролевые, подвижные, пальчиковые игры. Продуктивная деятельность: Рисование, лепка, конструирование Работа с родителями: Заучивание дома с детьми стихотворений А.Барто «Игрушки» Знакомство с творчеством А.Л. Барто.
Основной этап реализации проекта
1 день «Наша Таня»
- Экспериментальная деятельность. Обследование мяча «тонет не тонет».
- Чтение и обыгрывание стихотворения. А. Барто «Наша Таня».
- Игра с куклой «Угостим куклу чаем»
- Подвижная игра «Прокати мяч через ворота»
«Тонет-не тонет» Цель: Изучить и уточнить свойства мяча и его форму, обогатить словарь ребенка словами круглый, тонет, катится.
Познавательно-речевая деятельность «Наша Таня» Цель: Ознакомить со стихотворением, развивать наблюдательность, способность сравнивать, активизировать речевую активность, обогатить детский словарь словами «грустная, печальная, веселая», побуждать детей к участию в беседе и к связным высказываниям
«Угостим куклу чаем» Цель: Развивать коммуникативные навыки детей через игровую деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание
«Прокати мяч через ворота» Цель: Развивать коммуникативные навыки, умение катать мяч, создавать радостное настроение
2 день «Машина»
- Обследование машины.
- Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто «Грузовик».
- Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».
- Рисование «Дорога для грузовика».
«Обследование грузовика» Цель: Уточнить название частей, автомобиля, его свойства
Познавательно-речевая деятельность «Грузовик» Цель: Ознакомить со стихотворением, формировать умение составлять предложения по картине о конкретном предмете, развивать наблюдательность, обогатить детский словарь словами: грузовик, сердитый, спрыгнул, побуждать детей к участию в беседе и к связным высказываниям
«Дорога для грузовика» Цель: Продолжать учить рисовать прямые линии, учить пользоваться кисточкой
3 день «Самолеты»
- Обследование самолета.
- Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто «Самолет».
- Подвижная игра «Самолеты»
Обследование самолета Цель: Уточнить название частей самолета и его свойства, предназначение Подвижная игра Самолеты» Познавательно-речевая деятельность«самолет» Цель: Ознакомить со стихотворением формировать умение составлять предложения по картине о конкретном предмете, развивать наблюдательность, обогатить детский словарь словами: летит, крыло, приземлился, развивать артикуляционный аппарат
4 день «Зайка»
- Обследование зайки.
- Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто «Зайка».
- Подвижная игра «Зайка серенький сидит и ушами шевелит».
4.Лепка «Морковка для зайки».
Обследование Зайки Цель: Уточнить название частей тела зайки, свойства, мягкий, пушистый. Познавательно-речевая деятельность «Зайка» Цель: Ознакомить со стихотворением формировать умение составлять предложения по картине о конкретном предмете, развивать наблюдательность, обогатить детский словарь словами: плачет, грустный, мокрый, холодно, развивать артикуляционный аппарат
Лепка «Морковка для Зайки» Цель: Закрепить умение раскатывать пластилин между руками, вызвать эмоциональную отзывчивость
5 день «Мишка»
- Обследование мишки.
- Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол».
- Подвижная игра «У медведя во бору».
- Лепка «Ягоды для Мишки»
Познавательно-речевая деятельность «Уронили Мишку на пол» Цель: Ознакомить со стихотворением формировать умение составлять предложения по картине о конкретном предмете, развивать наблюдательность, обогатить детский словарь словами: плачет, грустный, пришить, любит побуждать детей к участию в беседе и к связным высказываниям «У медведя во бору» Цель: развивать у детей скорости реакции на словесный сигнал, развитие внимания, упражнение в беге
Заключительный этап НОД «Игрушки в гостях у ребят»Цель: Закрепить знакомство детей со стихотворениями, побуждать понимвзрослого и активно реагировать на нее. Развивать речевую активность и рассказывать стихи вместе с воспитателем, создать радостно настроение.
Цель: развивать совместное творчество детей и родителей, побуждать к активному участию в жизни детского сада
Выводы:
- Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую.
- Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность, дети пытаются осуществлять ролевой диалог; 4. Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог - родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.