А мы не станем памяти перечить
И вспомним дни далекие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, недетская беда!
Была земля и жёсткой, и метельной,
Была судьба у всех людей одна…
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война.
И нас большая Родина хранила,
И нам Отчизна матерью была:
Она детей от смерти заслонила,
Своих детей для жизни сберегла.
Года пройдут, но эти дни и ночи
Придут во сне, не раз к тебе и мне.
И пусть мы были маленькими очень,
Мы тоже победили в той войне!
(Роберт Рождественский)
День Победы… «Это радость со слезами на глазах», - сказал поэт. И действительно, в этот день радость и скорбь – рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, что остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь. А ещё поздравляют воинов Великой отечественной Войны, которые живут сегодня, а их становится все меньше. Это они стояли до последнего — защищая Родину. Стояли — и выстояли. А те, кого не взяли на фронт, ковали победу в тылу. Женщины, заменившие ушедших мужчин, строили танки и самолеты, пахали и сеяли, а ещё растили детей, спасали будущее страны. Вот почему День Победы действительно всенародный праздник.
Очень важно помнить историю своей Родины – особенно ее печальные и знаковые страницы. Это воспитывает в ребёнке дух патриотизма. И нам взрослым необходимо детям рассказывать о Дне Победы в Великой Отечественной Войне, о героях войны, как ветеранах, так и о детях войны, о событиях и поражениях, о том в какие руины превратилась наша Родина, и как быстро и дружно восстанавливали Родину свою выжившие в Великой Отечественной Войне.
Тип проекта: групповой, краткосрочный, познавательно- творческий.
Срок реализации: 28.04.2022г. – 6.05.2022г.
Участники проектной деятельности: педагоги, дети и родители старшей группы.
Проблемная ситуация:
Недостаточные знания детей о ВОВ, о ветеранах и героях войны.
Актуальность проекта:
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо использовать нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые бы гармонично и естественно наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные ребёнку стороны окружающей действительности и являлись бы доступным для восприятия.
В преддверии 77-летия празднования Дня Победы возникает проблема: как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, благодарности за то, что он подарил нам счастливую жизнь. Патриотическое чувство не возникает само по себе – его надо воспитывать в ребёнке. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в ДОУ.
Цель проекта:
Формирование и расширение знаний детей старшего дошкольного возраста об истории Великой Отечественной войны, о героях войны и их подвигах, о детях войны, о празднике 9 мая и его значении, о символах праздника Победы.
Задачи:
- Формировать и расширять знания детей об истории Великой Отечественной войны;
- Формировать и расширять знания детей о героях войны и их подвигах, о детях войны, о символах праздника Победы, о Празднике 9 мая и его значении;
- Формировать понятия детей о том, как о подвиге народа, героев войны помнят ныне живущие люди;
- Формировать чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги, чувства патриотизма;
- Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ;
- Развивать речь детей, обогащать словарный запас через слушание песен военной тематики, заучивания стихотворений, чтение художественной литературы о войне;
- Продолжать развивать творческие способности в рамках реализации проекта;
- Продолжать расширять сотрудничество с родителями воспитанников.
Планируемый результат:
Для детей:
- Формирование и развитие интереса к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам народа и героев - воинов в Великой Отечественной войне.
- Вызвать желанием подражать воинам, быть такими же мужественными, смелыми, отважными, храбрыми.
Для родителей:
- Подготовка рекомендаций для родителей «Расскажем детям о Великой Отечественной войне».
- Выпуск папки передвижки «Великая Отечественная Война», сбор фотоматериала родственников – участников ВОВ.
- Осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников.
Обеспечение проектной деятельности
Условия для реализации данного проекта:
Кадровые ресурсы: воспитатели, помощник воспитателя, музыкальный руководитель.
Материальные условия: помещения группы, памятники героям ВОВ.
Учебно-методические приемы: пособия, дидактический материал, картотека игр.
Информационные ресурсы: ноутбук, проектор.
Мероприятия по реализации проекта:
1 этап- подготовительный
- Постановка и определение целей и задач проекта.
- Подбор литературы по теме.
- Подбор пословиц и поговорок о мужестве и стойкости воинов.
- Подбор иллюстраций, фотографий на военную тематику, текстов художественных произведений и стихотворений.
- Привлечение родителей к оформлению стенда посвященный ко Дню Победы «Мы чтим и помним!»
2 этап-основной (реализация в образовательной деятельности)
Беседы:
- «Великая Отечественная Война»;
- «История Георгиевской ленточки»;
- «Дети – герои войны»;
- «Праздник День Победы»;
- «Города – герои».
Презентации на темы:
- «Ленинград – город герой»
- «Никто не забыт, ничто не забыто!» (о защитниках нашей Родины, памятники боевой Славы, мемориальные доски);
Речевая деятельность:
- Заучивание и чтение стихов о войне, солдатах, ветеранах.
- Отгадывание загадок на военную тематику
- Чтение пословиц и поговорок о мужестве.
Игровая деятельность:
Дидактические игры:
- «Что нужно артиллеристу»;
- «Военный транспорт»;
- «Кто защищает наши границы?»;
- «Отгадай военную профессию».
Подвижные игры:
- «Встречные перебежки»;
- «Разведчики»;
- «Попади в цель».
Сюжетно-ролевые игры:
Художественно- творческая деятельность:
Рисование:
«Праздничный салют над городом»
Лепка
«Танк»
Аппликация
«Георгиевская ленточка»
Ручной труд:
Поделка из бумаги «Голубь мира"
Ознакомление с произведениями художественной литературы:
- Ю. П. Герман «Вот как это было»;
- В. Ю. Драгунский Арбузный переулок. (в кн. "Денискины рассказы");
- В. А. Осеева «Андрейка»;
- К. Г. Паустовский «Стальное колечко»;
- И. Токмакова «Сосны шумят»;
- Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил»;
Прослушивание музыкальных произведений:
- Священная война»;
- «День Победы»;
- «Журавли»;
- «Катюша».
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
- Создание условий для детской деятельности в рамках проекта;
- Готовность педагога по реализации мероприятий проекта;
- Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка в процессе осуществления проекта;
- Активное участие родителей в проектной деятельности.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Предварительный этап:
- Составление плана деятельности
- Сотрудничество с родителями
- Подбор литературных произведений военных лет
- Подготовка цикла бесед и занятий о ВОВ
Основной, организационно-практический:
- Знакомить детей с художественной литературой о Великой Отечественной Войне;
- Проведение занятий по теме;
- Просмотр презентаций;
- Проведение бесед;
- Выставка детских работ;
- Экскурсия к памятнику «Журавли»
- Оформление книжных уголков, чтение художественной и методической литературы;
- Подготовка консультации для родителей «Расскажем детям о Великой Отечественной войне»;
- Оформление папки – передвижки «Великая Отечественная Война».
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ЭТАП:
- Экскурсия к памятнику «Журавли», возложение цветов;
- Оформление стенгазеты «Мы помним!»
3 этап- Заключительный
- Праздник, посвященный Дню Победы «Поклонимся великим тем годам…»
- Выставка, посвященная Дню Победы «Мы чтим и помним!» (фото прадедов, родственников, принимавших участие в ВОВ, документы, воспоминания, предметы военных лет)
- Творческие работы детей и их родителей на темы: «Я помню! Я горжусь!», «День Победы!»
- Участие в акции «Окно Победы!»
В результате работы над проектом:
Дети:
- Научились ориентироваться в истории нашей страны;
- Сформировались понятия о ветеранах, обороне, захватчиках, фашистах, фашистской Германии;
- Сформировалось чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги, уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.
Родители:
- Консультация для родителей «Расскажем детям о Великой Отечественной войне»;
- Приняли участие в выставке «Мы чтим и помним!»
Список используемой литературы:
- Основная образовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т.С., Васильевой М. А. (МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2015г.).
- Васильева Н. Проектная деятельность: участвуем вместе. // Дошкольное воспитание N 10, 2011.
- Николаева С.Н. «Юный эколог» М.: Мозаика-Синтез, 2004 год.
- Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ. Творческий центр М: «Сфера» 2006 г.
- Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества, методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ \ М: ТЦ Сфера,2006-192 с.
- А. П Казакова, Т. А Шорыгина «Детям о Великой Победе» Москва 2010 г.