Сроки реализации проекта:  1.10.2022-20.12.2022г

Место проведения: МАДОУ №7, г. Шимановск

Участники проекта:  родители, педагоги ДОУ, музыкальный руководитель

Целевая аудиториядети 3-4 лет.

 

Актуальность.

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша - это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы.

Опрос среди детей показал, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Я и моя семья», т. е. для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Проблема:

  • Недостаток знаний у детей о своей семье.
  • Утрата функции семьи и передачи детям значимых семейных и жизненных ценностей.
  • Разобщенность между семьей и детским садом.

Цель проекта :

  • Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.

Задачи:

  • Формировать у детей представление о семье.
  • Формировать представление о родственных отношениях между близкими ребенку членами семьи (мама, папа, родные брат и сестра, дедушка, бабушка).
  • Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
  • Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
  • Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

Ожидаемые конечные результаты:

  • Владеть понятием «семья».
  • Иметь представление о родственных отношениях.
  • Знать информацию о своей семье, профессиях родителей.
  • Воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам.
  • Повысить педагогическую культуру родителей.
  • Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями.

Ресурсы

Научно-методические: учебно-методические пособия, справочная и энциклопедическая литература, учебно-наглядные пособия (демонстрационные и раздаточные материалы, игры, игрушки, дидактический материал.

Материально-техническое обеспечение: В ДОУ созданы необходимые условия для организации совместных мероприятий с родителями, проведения индивидуальных консультаций по их запросам; мини-музей «Русская изба», музыкальный и физкультурный зал, оснащение  пособиями, играми.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный:

  • Опрос детей на тему «Что я знаю о своей семье
  • Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозируемый результат.
  • Подбор материалов, игрушек, атрибутов, для игровой, театрализованной деятельности; дидактических игр, иллюстрированного материала, художественной литературы по теме «Семья».
  • Подбор материала для продуктивной деятельности.
  • Обсуждение проекта с родителями; выяснение возможностей, средств необходимых для реализации проекта.

2 этап – основной (продуктивный, совместная деятельность с детьми)

Познавательная деятельность:

  • Рассматривание фотографий членов семьи.
  • Тематические занятия «Я и моя семья», «Как я помогаю своим родным дома».
  • Отгадывание загадок о семье.
  • Знакомство с профессиями родителей.

Игровая деятельность:

  • Дидактические игры: «Семья», «Скажи ласково» (мама-мамочка, папа-папуля и т. д., «Разложи по порядку» (фигурки человека с учетом возрастных изменений, «Составь семью из фигурок», «Я мамин (папин) помощник, потому что я…», «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать», «Радость или огорчение?» (родителям от поступков детей; с белыми или черными фишками, «Кто как трудится в нашей семье.
  • Сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рожденья», «Магазин», «Больница».
  • Драматизация по сказке «Репка».
  • Строительные игры «Мебель для дома».

Коммуникативная деятельность:

  • Чтение художественной литературы на тему «Семья» : сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди».
  • Разъяснение и заучивание пословиц и поговорок о семье.
  • Чтение стихотворений о семье «Как Вовка бабушек выручил» А. Барто; «Семья», «Мой дом» М. Тахистова; «Кто играет» А. Шибаев.
  • Чтение рассказа «Сестрино горе».
  • Составление детьми рассказов о своей семье.
  • Беседы по картинкам.

Изобразительная деятельность:

  • Изготовление фоторамок для семейных фотографий (аппликация).
  • Рисование портретов родителей на воздушных шарах.
  • Рисование рисунков «Моя семья».
  • Лепка «Мебель для моей семьи (стол)»
  • Конструирование «Дом для моей семьи».

Музыкальная деятельность:

  • Постановка и презентация родителям сказки «Репка».

Сотрудничество с семьей :

  • Консультации для родителей.
  • День открытых дверей «Наша жизнь в детском саду».
  • Совместное изготовление детьми и родителей  новогодних поделок   
  • Подготовка презентации сказки «Репка» (костюмы, декорации).
  • Субботник (уборка территории детского сада родители совместно с детьми)
  • Проведение родительского собрания «Семья глазами наших детей»

3-й этап – заключительный:

  • Подведение итогов в реализации проекта.
  • Спортивный праздник «Спортивная семья
  • Презентация проекта.

Используемая литература

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы М. А. Васильевой. – М. :Мозаика-Синтез, 2010 г.
  2. «Знакомим дошкольников с семьей и родословной» Е. К. Ривина. Пособие для педагогов и родителей. М. : Мозаика – синтез,2008г
  3. Социально – эмоциональное развитие детей 3-7 лет» Т. Д. Пашкевич. – Волгоград: Учитель, 2012 г.
  4. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» А. Я. Ветохина. Методическое пособие для педагогов – СПб. : «ООО М. : «Детство-пресс», 2010 г.
  5. «Общение педагога с родителями в ДОУ» Зверева О. Х., Кротова Т. В. :-М. : Т. Ц. Сфера, 2005.
  6. «Работа с семьей : необязательные инструкции» Свирская Л. : -М. : Линка- Пресс, 2007.
  7. «Проекты в работе с семьей» методическое пособие. О. И. Давыдова, А. А. Майер, Л. Г. Богословец. ООО «ТЦ Сфера», 2012г.
  8. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей» : -М. : Т. У. Сфера, 2004