Вы здесь: Главная Методические материалы Конспект интегрированного занятия «НЕ ВСЯКИЙ ГРИБОК – В КУЗОВОК» Для детей старшего дошкольного возраста
Программные задачи: научить различать съедобные и несъедобные грибы, познакомить с особенностями внешнего вида и роста грибов; составить правила сбора грибов. Активизировать словарь: грибница, пластинки, губчатый, споры.
Материал: муляжи и иллюстративный материал; засушенные грибы, презентация «Грибы», музыкальное сопровождении(звуки леса, песня про грибы), ягоды и грибы для игры.
Ход занятия:
Воспитатель: (в костюме мухомора)
О чём у нас сегодня пойдёт речь? Разгадайте загадку:
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы –
Нет под шапкой головы.
Правильно, о грибах (муляжи и иллюстрации с изображением грибов). Их на свете очень много. 100 тысяч видов. Какие грибы вы знаете? А теперь послушайте письмо от деда Зная.
«Многие думают, что гриб растёт сам по себе. Это не так. Под землёй есть грибница, а от неё тянуться длинные тонкие нити к грибу, и к этому, и вот к этому … Значит, грибы поодиночке не растут».
Воспитатель: Вы знали об этом раньше? Так почему же грибы поодиночке не растут?
Презентация «Грибы»
Воспитатель (выставляет муляж белых грибов
-«Белый гриб, его ещё называют боровиком, растёт на вырубках, в хвойных лесах, близ дорог; в глухомани его не встретишь. Шляпка у него мясистая, упругая, светло-серая, желтоватая или бурая. Низ шляпки как губка – губчатый, у молодого гриба – белого цвета, у зрелого – желтоватого с чуть зеленоватым оттенком. А сам гриб действительно, на изломе, белый. Так он ничем не пахнет, но если засушить …»
Танец детей 1 мл группы «грибочки»…Задание для старших детей на внимание: перечислить грибы, о которых поется в песне.
Загадки о грибах
Вырос он в березняке.
Носит шляпу на ноге.
Сверху лист к нему прилип.
Вы узнали? Это... (гриб)
Разместился под сосной
Этот гриб, как царь лесной.
Рад найти его грибник.
Это — белый... (боровик)
На пеньке сидят братишки.
Все в веснушках, как мальчишки.
Эти дружные ребята
Называются... (опята)
Этот миленький грибок
Выбрал тихий уголок.
Ножичком его ты срежь-ка,
Ведь съедобна... (сыроежка)
Если их найдут в лесу,
Сразу вспомнят про лису.
Рыжеватые сестрички
Называются... (лисички)
Он живет под елками,
Скрытый их иголками.
Много у него братишек.
Рыжий гриб зовется... (рыжик)
Догадайтесь-ка, ребята:
Шляпка у него мохната.
Гриб, как розовое ушко.
Как зовут его? (Волнушка)
В шляпке беленькой на ножке
Рос грибочек у дорожки.
А теперь в корзинке пусть
Полежит съедобный... (груздь)
На поляне шар лежит,
Лишь наступишь — дым валит.
Круглый гриб смешить мастак.
Это — дедушкин... (табак)
С ним в лесу никто не дружен,
И в лукошке он не нужен.
Мухи скажут: «Это мор!»
В красной шляпке... (мухомор)
Гриб не варят, не едят.
В крапинку его наряд.
Снизу — кружево-узор.
Это — красный... (мухомор)
Точки белые на красном —
Ядовитый гриб, опасный.
Ни к чему тут разговор —
Не срывайте... (мухомор)
На грибы она сердита
И от злости ядовита.
Вот лесная хулиганка!
Это — бледная... (поганка)
Кто повыше, кто пониже, —
На пеньке народец рыжий.
Тридцать три веселых брата.
Как же их зовут? (Опята)
Этот гриб найдешь весной
На опушечке лесной.
Весь в морщинках старичок
С именем смешным... (сморчок)
В мягкой травке на опушке
Всюду рыженькие ушки.
Золотистые сестрички
Называются... (лисички)
Но растут в наших лесах и несъедобные, ядовитые грибы: бледная поганка и мухомор.
- «Самый опасный из ядовитых грибов – бледная поганка. Съешь её и умрёшь. Шляпка у неё в центре как шар, по краям плоская, шелковистая, бледно-зелёного или серо-зелёного цвета. Ножка белая, длинная тонкая с кольцом наверху и оторочкой у основания. Растёт она летом и осенью обычно в лиственных лесах, реже в хвойных. Ну, а мухомор вы ни с чем не спутаете: шляпка у него… (ярко-красная с белыми крапинками), на ножке кольцо, как будто мини-юбочка. А знаете что? Мухомор – гриб не такой простой. Людям есть его нельзя, а вот многим лесным жителям без него не обойтись: их вкусы не совпадают с нашими. Мухоморами не брезгуют, например, сороки и белки. А лоси проглатывают их целиком, иногда по нескольку штук за один раз. Зачем? Мухоморы для лосей – лекарство, которое помогает им избавиться от глистов. Вот так-то!
Ребята, а что интересного вы знаете про грибы?
Вопросы к детям
Почему мухоморы назвали мухоморами?
Что общего между мухомором и бледной поганкой?
Что ты сделаешь, увидев в лесу мухомор: пройдёшь мимо или собьёшь его ногой?
Игра «Грибы-ягоды беру»
Пословицы и приметы о грибах.(приложение)
Воспитатель: А знаете вы, что век у гриба недолог, несколько дней и всё. А вот грибница – живые подземные нити, чьи узелки превращаются в грибы – живёт до 100 лет. А теперь решите логическую задачу: почему говорят, что маленький и старый гриб грех срывать? (маленький должен вырасти, а старый всё равно в пищу не годиться – пусть им лесные жители побалуются).
А теперь давайте вместе сформулируем правила сбора грибов. Собирать можно только те грибы, которые ты знаешь наверняка. Чтобы не повредить грибницу, грибы надо аккуратно срезать ножом. Ядовитые грибы лучше обходить стороной: людям они опасны, а животным могут пригодиться. И ещё: деревья и грибы между собой дружат. Тонкие, белые, похожие на паутину, нити грибницы тянутся к корням деревьев, срастаются с ними и посылают дереву воду с растворёнными в ней минеральными солями.
«Для настоящего грибника поход за грибами – радостная встреча с лесом, приобщение к его красоте, к его тайнам. Каждый гриб он осторожно срежет, да ещё и полюбуется им, а потом только положит в корзину. Незнакомые и несъедобные грибы не тронет. Сухую листву и мох не перевернёт, не разбросает. Настоящему грибнику лес радуется как другу и грибов для него не пожалеет. Отправляясь за грибами, не будем об этом забывать»
Ритмическая разминка «Грибы-ягоды»
Воспитатель: В природе все взаимосвязано. Нужно беречь все животных, птиц, грибы и т. д. Мне хочется вам пожелать в заключение нашего путешествия, чтобы вы смотрели на природу так, как смотрит друг глазами доброго человека.
Не забывайте эти заповеди:
- Не разоряйте гнезд
- не вредите животным
- не оставляйте мусор в лесу.
- не ломайте деревья
- не лишайте землю красоты!