Цель: Формирование математических знаний и умений посредством игры – путешествия.
Задачи:
- Учить детей: составлять арифметические задачи, записывать решение задачи; понимать время по часам.
- Закрепить: знания детей о днях недели, цифрах, временах года, о частях суток; умение детей работать в тетради.
- Формировать умение группировать геометрические фигуры по признакам.
- Развивать логическое мышление, внимание, сообразительность, память.
- Воспитывать желание помогать друг другу, вместе преодолевать трудности.
Оборудование: Мультимедийный экран, проектор, ноутбук.
Демонстрационный материал: Слайды: солнце закрыто тучей, зимний лес, геометрические фигуры, берёза с птицами, зайцы за ёлкой, весёлое солнце. Часы.
Раздаточный материал: На каждого ребёнка: тетрадь в клетку, простой карандаш; карточка с двумя полосками, 10 жёлтых и 10 красных квадратов, конверт с цифрами и знаками.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем заниматься математикой.
Но сначала я вам загадаю загадку:
Загадка:
Среди поля голубого,
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит,
Светит весело в оконце.
Ну, конечно, это… Солнце
(Слайд№1).
Воспитатель: Ребята посмотрите, тучка закрыла наше солнце, и оно спит, а нам без солнца плохо, надо ему помочь. Вы со мной согласны?
Дети: Согласны.
Воспитатель: Прежде чем мы отправимся к солнцу, давайте определим, сколько на часах время.
Дети: Сейчас 8 часов.
Воспитатель: Отправляемся в путешествие, возьмитесь за руки, чтобы не потеряться. ( Дети берутся за руки, делая круг). Чтобы нам не было скучно в пути, мы с вами поиграем.
- Назовите часть суток, которую я не назову. Слушайте внимательно:
«Утро, день, ночь» (вечер)
- Какое число стоит между цифрами 5 и 7.
- Я начинаю счёт, а вы продолжайте.
- Какой день недели стоит за пятницей, перед вторником.
- Назовите время года, которое я пропустила:
«Лето, осень, весна» (зима)
Воспитатель: Вот мы незаметно пришли в лес. ( Слайд №2) Посмотрите ребята, как здесь красиво, много снега. Обратите внимание на берёзу, сколько на ней много птиц. (Слайд №3) Что это за птицы?
Дети: Снегири.
Воспитатель: Сколько на берёзе снегирей.
Дети: На берёзе 7 снегирей.
Воспитатель: Как вы узнали?
Дети: Посчитали.
Воспитатель: Посмотрите, к ним прилетела синица (слайд №4)
сколько птиц стало на берёзе.
Дети: На берёзе стало 8 птиц.
Воспитатель: Почему их стало 8.
Дети: Потому что на берёзе было 7снегирей, к ним прилетела 1 синица.
Воспитатель: Ребята, в лесу есть лесная школа, давайте поиграем в школу, садитесь за столы и выполните задание.
Работа с раздаточным материалом: На столах у детей карточки с двумя полосками.
Воспитатель: Положите на верхнюю полоску столько красных квадратов , сколько снегирей было на берёзе, а на нижнюю столько жёлтых квадратов , сколько птиц стало, когда прилетела синица.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Скажите, какое число больше (меньше) 7 или 8? На сколько?
(Ответы детей)
Разминка:
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками.
И покажем дома маме.
(Дети поднимают руки
над головой и делают хватательные
движения, словно ловят снежинки.)
А вокруг лежат сугробы!
Снегом замело дороги.
(Потягивания — руки в стороны)
Не завязнуть в поле чтобы»
Поднимаем выше ноги.
(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются)
Вон зайчишка в поле скачет,
Словно мягкий белый мячик.
(Прыжки на месте.)
Ну а мы идём, идём
(Ходьба на месте.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто - то спрятался за елью. Как вы думаете, чьи это уши? (слайд №5)
Дети: Заячьи.
Воспитатель: Сколько ушей вы видите.
Дети: 8 ушей.
Воспитатель: Из-за ели видны 8 заячьих ушей - сколько зайцев спряталось за елью?
Дети: За елью спрятались 4 зайца.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: Потому что у одного зайца 2 уха.
Воспитатель: Ребята, один заяц убежал, сколько зайцев осталось?
Дети: Осталось три зайца.
Воспитатель: Составьте задачу про зайцев.
Дети: За елью спрятались 4 зайца, 1 заяц убежал, сколько зайцев осталось?
Воспитатель: Выложите решение задачи с помощью цифр и знаков.
Дети работают с карточками за столами, один ребёнок у доски.
Воспитатель: Давайте проверим, правильно вы решили задачу (слайд №6).
Воспитатель: Ребята, зайцы хотят, что бы вы помогли им разобраться, по каким признакам можно объединить геометрические фигуры? (слайд №7).
Дети: Геометрические фигуры можно объединить по форме, цвету, величине, с углами, без углов (Работа с геометрическими фигурами).
Воспитатель: Вот мы и добрались до солнца (слайд №8).
Ребята, давайте подуем на тучу, разгоним её, и солнце проснётся.
Дыхательная гимнастика. Дети дуют три раза на солнце.
Воспитатель: Наше солнце теперь весёлое, улыбается, ярко светит (слайд №9).
А нам пора домой. Чтобы мы не заблудились, солнце попросило своего друга проводить нас домой. А кто его друг вы сейчас узнаете. Необходимо выполнить следующее задание. Рисование по клеткам под диктовку воспитателя.
Воспитатель: Обратите внимание, сегодня, начало нашего рисунка отмечено красной точкой. Поставим карандаши на начало пути, на красную точку. Внимательно слушаем команды и выполняем задание:
2 клеточки вверх, 2 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 3 – вниз, 3 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 5 – вниз, 2 – влево, 2 – вверх, 1 – влево, 2 – вниз, 2 – влево, 4 – вверх, 2 – влево. (Собачка).
Воспитатель: Кто же нам помог добраться домой.
Дети: Собачка.
Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Скажите, сколько времени показывают часы. Давайте определим, сколько времени мы путешествовали.
Дети: На часах 10 часов. В путешествии мы были 2 часа.
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Что именно вам понравилось, чем мы занимались сегодня на занятии? (Ответы детей).