Паспорт проекта
Тип проекта:
- Обучающий;
- Исследовательский,
- Игровой.
Продолжительность: с 1 по12 апреля.
Возраст: Подготовительная группа.
Участники проекта: Воспитатель, дети, родители.
Проблема. Поверхностное знание детьми российского праздника - День авиации, и космонавтики, о дате первого космического полета в космос.
Обоснование проблемы. Данный проект поможет детям научиться находить информацию из различных источников, способствовать развитию представлений об окружающем, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности. Конструктивные игры формируют навыки общения, способы сотрудничества друг с другом развивают кругозор.
Актуальность. Космос - обширная тема для исследовательской деятельности. При этом развивается творческое воображение, любознательность, коммуникативные качества, формирует интерес к неизвестным фактам из истории космоса. Дети учатся анализировать имеющиеся факты, устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы.
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Задачи:
- Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.
2. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным.
3. Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине;
4. Привлечь родителей к совместной деятельности.
Формы реализации проекта:
- Непосредственно образовательная деятельность;
- Игры;
- Беседы.
Этапы реализации проекта
- этап подготовительный.
1.Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
2. Информация родителей о предстоящей деятельности.
3.Подбор иллюстраций, картинок о космосе, презентаций, фотографий, плакатов.
4.Подбор методической и художественной литературы о космосе для чтения и рассказывания детям: стихи, загадки, рассказы.
5. Подготовка атрибутов к сюжетно – ролевым играм, подборка дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.
2 этап основной.
Беседы с использованием презентаций.
- Беседа «Что такое космос».
Цель: Дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.
2. Беседа «Голубея планета - Земля».
Цель: Объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.
3. Беседа «Луна - спутник Земли».
Цель: Выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере.
4. Беседа «Семья планет».
Цель: Расширять представления детей о планетах солнечной системы
5. Беседа «Солнце - источник жизни на Земле».
Цель: Уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит.
НОД
- Познание
Тема: Хочу быть космонавтом.
Цель: Познакомить с биографией первого космонавта Ю. А. Гагарина; расширить представление о современных профессиях; рассказать о работе в космосе российских космонавтов в наши дни. - « С математикой в космический полет»
Цель: Развивать познавательные способности, внимание, память, мышление, закреплять счет, состав чисел, расширять представление о Земле.
- 3. Коммуникация
Тема: Нагибин Ю.М. Рассказы о Гагарине. В школу
Цель: Познакомить с биографией Ю.Гагарина; учить осмысливать содержание прочитанного; воспитывать чувство гордости за первых покорителей космоса; подвести к пониманию таких нравственных и волевых качеств, как доброта, настойчивость, бесстрашие, трудолюбие.
Конструирование из бумаги.
Тема: « Ракеты».
Цель: Изучить название составных частей ракеты; самостоятельно конструировать ракету и фигуры космонавтов из природного материала, соблюдать правила безопасной работы с колющими и режущими предметами.
5. Рисование.
Тема: Космическая фантазия.
Цель: Расширять кругозор, знания детей о космосе; развивать световосприятие; поддерживать интерес к изобразительной деятельности; продолжать учить рисовать нетрадиционной техникой цветной граттаж.
6. Аппликация.
Тема: «Полет на Луну».
Цель: Учить передавать форму ракеты, применяя прием симметричного вырезывания из бумаги, вырезать фигуры людей в скафандрах из бумаги, сложенной вдвое; закреплять умение дополнять картинку подходящими по смыслу предметами; развивать чувство композиции, воображение.
7. Лепка.
Тема: «Космонавт в скафандре».
Цель: Учить детей лепить космонавта, используя игрушку в качестве натуры; передавать форму частей игрушки: овальную (туловище), округлую (голова), цилиндрическую (ноги); передавать пропорциональное соотношение частей и детали ; учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем промазывания одной части к другой. - Чтение, заучивание стихов, загадок о космосе
Сюжетно-ролевые игры:
" Космонавты"
Цель: Расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
«Больница для космонавтов»
Цель: Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.
«Космическое путешествие».
Цель: Способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
3 этап заключительный.
- Выставка работ, посвященная космосу. (Совместная работа детей и родителей)
2. Коллективное панно «Космическое путешествие»
3. Конкурс чтецов «Стихи о космосе»
Дидактические игры:
- «Восстанови порядок в солнечной системе».
- «Найди лишнее».
- «Подбери созвездие».
- «Найди недостающую ракету».
- «Добавь словечко».
- «Куда летят ракеты».
Чтение художественной литературы:
Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность.
- Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
- В. Кащенко «Созвездие драконов»,
- П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,
- О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,
- Н.Носов « Незнайка на луне».
- Стихотворения о космосе.
- Загадки о космосе.
Индивидуальная и групповая работа:
- Развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе).
- Выкладывание картинок из счетных палочек.
- Индивидуальная работа по развитию речи игра «Скажи наоборот».
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- Знания детей о космосе, космонавтах.
- Умение играть в с/р игру «Космонавты».
- Выставка работ (рисунки, поделки из пластилина и бросового материала, аппликаций).
- Интерес родителей к занятиям детей.
Конечный результат
- Повышение уровня мотивации к занятиям, компетентности детей по теме «Космос»
- Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет и самолётов по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе
- Обобщение и распространение опыта.
Занятие «Хочу быть космонавтом»
Конкурс чтецов о космосе.
Рисование « Космическая фантазия».
Аппликация «Полёт на луну»
Конструирование из бумаги «Ракета».
Выставка «Дорога в космос».