Get Adobe Flash player

 

"Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству."

                                       Академик Лихачев Д.С.      

       Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить "человеческое" в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влиянием, учить их правилам общения и умению жить среди людей - вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Самое большое счастье для родителей - вырастить здоровых и высоконравственных детей. 

       Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание ( детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали первенство общественным учреждениям.    

        Так, Коменский Я.А. назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Коменскому Я.А. вторит другой педагог Песталоцци И.Г.: " Семья - это подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление". В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольной организации лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Исходя из этого, нравственно-патриотическое воспитание включает целый комплекс задач:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городах России, своем городе;
  • знакомство детей с символами государства ( герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;

        Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности в условиях дошкольного учреждения: при непосредственно-образовательной деятельности, в играх, в труде, на прогулке, в быту, воспитывая в ребенке не только патриотические чувства , но и формируя его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

        Как же приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию в семье?

  1. Расскажите, что семья и дом - это очень важные ценности в жизни каждого человека. Расскажите о традициях своей семьи, своих близких друзьях. Предложите ребенку сначала построить дом из конструктора, деревянных кубиков. Когда дом построен, поиграйте вместе с ребенком в "новоселье", разместите кукол, мишек, зайчиков. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.
  2. Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Рассказывайте детям сначала о семье, улице проживания, о детском саде, затем о городе, стране. Организуйте экскурсии к мемориалу "Вечный огонь", расскажите о тяжелой жизни в военное время, о том, как чтят память погибших.
  3. Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Постарайтесь развивать интерес к содержанию книги. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Игровой прием "как в библиотеке" поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.
  4. Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено.
  5. Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.
  6. Игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем мире. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру "Кто больше заметит интересного?". Дома предложите своему чаду нарисовать, что больше всего понравилось.
  7. Любовь к Родине - это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Проезжая мимо полей, лугов, лесов нашего края, остановитесь, расскажите, что наша земля плодородна, много разнообразных культур растут на ней и дают урожай.

         В нравственно - патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи ( дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина мчит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Таким образом, можно сказать, что нравственно - патриотическое воспитание дошкольников является важнейшей частью общего воспитания молодого поколения, и вы, уважаемые родители способны воспитать достойного Человека!

 Почитайте ребенку стихотворения о России:

Что мы Родиной зовём?               Вижу чудное приволье,                                                          

Дом, где мы с тобой живём,        Вижу нивы и поля:                                                               

И берёзки, вдоль которых            Это - русское раздолье,

Рядом с мамой мы идём.              Это - русская земля!

Что мы Родиной зовём?               Вижу горы-исполины,

Поле с тонким колоском,              Вижу реки и моря:

Наши праздники и песни,            Это - русские картины,

Тёплый вечер за окном.                Это - Родина моя!

Что мы родиной зовём?                Слышу пенье жаворонка,

Всё, что в сердце бережём,           Слышу трели соловья:

И под небом синим-синим           Это - русская сторонка,

Флаг России над Кремлём.           Это - Родина моя!

                         ( В. Степанов)          Вижу всюду трепет жизни,

                                                           Где ни брошу только взор.

                                                            Это матушки-отчизны

                                                            Нескончаемый простор!

                                                                               ( Ф. Савинов)

Пословицы о Родине

  • Человек без Родины, что соловей без песни
  • Родина мать - умей её защищать
  • Нет в мире краше Родины нашей
  • Где родился, там и пригодился
  • Тот герой, кто за Родину горой
  • За горами хорошо песни петь, а жить лучше дома

© 2015-2024 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 города Шимановска»  Все права защищены. Рейтинг@Mail.ru